|
находится на воздухе; они долго
остаются в этом положении и часто вновь принимают его. После подобных усиленных
кривляний, продолжавшихся непрерывно иногда в течение четырех часов, монахини
чувствовали себя вполне хорошо, даже во время самых жарких летних дней;
несмотря на припадки, они были здоровы, свежи, и пульс их бился так же
нормально, как если бы с ними ничего не происходило. Между ними есть и такие,
которые падают в обморок во время заклинаний как будто произвольно: обморок
начинается с ними в то время, когда их лицо наиболее взволнованно, а пульс
становится значительно повышенным. Во время обморока, продолжающегося полчаса и
более, у них не заметно ни малейшего признака дыхания.
Затем они чудесным образом возвращаются к жизни, причем у них сначала приходят
в движение большие пальцы ног, потом ступни и самые ноги, а за ними живот,
грудь, шея; во все это время лицо бесноватых остается совершенно неподвижным;
наконец, оно на-
5*
131
Внушение
чинает искажаться, и вновь появляются страшные корчи и конвульсии».
Это описание не оставляет сомнения в том, что дело идет в данном случае о
проявлениях большой истерии, хорошо изученной за последнее время, особенно со
времени классических трудов Charcot и его учеников.
Наше современное кликушество в народе не есть ли тоже отражение средневековых
демонопатических болезненных форм? И здесь влияние внушенных, ранее привитых
идей на проявление болезненных состояний неоспоримо.
Известно, что такого рода больные во время церковной службы при известных
возглашениях подвергаются жесточайшим истерическим припадкам.
И здесь повторяется то же, что было и в средние века. Несчастные больные
заявляют открыто и все-гласно о своей бесоодержимости.
Во время отчитываний, которые производятся над такого рода больными, вероятно,
еще и теперь в отдаленных монастырях глухой провинции, можно видеть те ужасные
корчи, которым подвергаются такого рода бесноватые при производстве над ними
заклинаний, причем дьявол, вошедший в человека, может быть вызван на ответы и
не скрывает своего имени, горделиво называя себя во всеуслышание Легион или
Вельзевул.
Все эти сцены, которых случайным очевидцем мне приходилось быть еще в раннем
детстве, без сомнения, являются результатом внушенных идей, заимствованных из
Библии и народных верований.
Вряд ли можно сомневаться в том, что если бы наши кликуши, которых встречается
немало в наших деревнях, жили в средние века, то они неминуемо подверглись бы
сожжению на костре.
Впрочем, кликушество в народе хотя еще и по сие время заявляет о себе
отдельными вспышками в тех или других местах нашей провинции, но во всяком
случае в настоящее время оно уже не приводит к развитию грозных эпидемий,
какими отличались средние века, когда воззрения на могучую власть дьявола и
бесоодержимость были господствующими не только сре-
132
Внушение
ди простого народа, но и среди интеллигентных классов общества, и даже среди
самих судей, которые были призваны для выполнения над колдуньями правосудия и
удовлетворения общественной совести.
Тем не менее до сих пор еще не лишены важного социального значения другого рода
психопатические эпидемии религиозного характера, которые выражаются развитием
некоторых форм сектантства в народе, носящих явные психопатические черты.
Об одной такого рода психопатической эпидемии религиозного характера, известной
под названием малеванщины и развившейся у нас за последнее время на Юге, я могу
сказать несколько подробнее, так как самое развитие эпидемии было более или
менее близко прослежено врачами - специалистами по душевным болезням.
С самого начала я остановлюсь на виновнике этой эпидемии Кондрате Малеванном,
несомненно психически больном субъекте, над которым я читал клиническую лекцию
в Казанской окружной лечебнице в течение зимы 1892/93 г., еще до появления
прекрасной брошюры проф. И. А. Сикорского7, и уже тогда подробно разобрал как
самую болезнь К. Малеванного, так и возникшую под влиянием его учения
психопатическую эпидемию по присланным в лечебницу документам и собранным
сведениям. Благодаря этому я имею возможность представить довольно полную
историю болезни этой своеобразной и достойной внимания личности.
Кондрат Малеванный, 48 лет, малоросс, из мещан г. Таращи Киевской губ.,
неграмотный, женат, имеет 7 детей, колесник, принадлежал к секте штундистов,
был доставлен 31 марта 1892 г. в Кирилловские богоугодные заведения, около г.
Киева, как больной хроническим помешательством, распространявший среди народа
лжеучение, известное под названием секты малеванцев. В брошюре проф. И. А.
Сикорского мы находим следующие сведения о Малеванном, почерпнутые на основании
данных исследования в Кирилловских богоугодных заведениях.
«Малеванный - человек худощавый, высокого роста, с резкими чертами лица
и резкими решительными
133
Внушение
|
|