|
ько стон, пение, рев, свист,
декламация, пророчество и мяуканье.
Но преобладающую роль в этой эпидемии конвуль-сионеров играют танцы. Хором
управляет духовное лицо, аббат Бешерон, который, чтобы быть на виду у всех,
стоит на могиле.
Здесь он совершает ежедневно с искусством, не выдерживающим соперничества, свое
любимое «па», знаменитый скачок карпа (saute de Сагре), постоянно приводящий
зрителей в восторг.
Такие вакханалии погубили все дело. Король, получая ежедневно от духовенства
самые дурные отзывы о происходившем в Сен-Медаре, приказал полицейскому
лейтенанту Геро закрыть кладбище.
Однако эта мера не прекратила безумия кон-вульсионеров. Так как было
запрещено конвуль-
123
Внушение
сионировать публично, то припадки янсенистов стали происходить в частных домах,
и зло от того еще более усилилось. Сен-Медарское кладбище концентрировало в
себе заразу; закрытие же его послужило для рассеивания ее.
Всюду на дворах, под воротами можно было слышать или видеть, как терзается
какой-нибудь несчастный; его вид действовал заразительно на присутствующих и
побуждал их к подражанию.
Зло приняло такие значительные размеры, что королем был издан такой указ, по
которому всякий кон-вульсионирующий предавался суду, специально учрежденному
при Арсенале, и приговаривался к тюремному заключению. После этого
конвульсионеры стали только искуснее скрываться, но не вывелись» .
Прочитав эти строки, можно ли сомневаться в том, что эти эпидемии
конвульсионирующих развивались благодаря взаимовнушению на почве религиозного
мистицизма и тяжелых суеверий? Очевидно, подобным же образом объясняется и
происхождение колдовства, этой страшной болезни, из-за которой погибло на
кострах и эшафотах, наверно, много более народа, нежели во всех, вместе взятых,
войнах нынешнего столетия.
Не допустив взаимовнушения и самовнушения, мы не могли бы понять ни столь
значительного распространения эпидемий колдовства, проявлявшихся в самых
различных частях Европы, особенно в XVI в., ни почти стереотипного описания
видений, которым подвергались несчастные колдуны и колдуньи средних веков.
По описанию Реньяра, к женщине, которая обыкновенно подвержена конвульсивным
приступам, в один прекрасный вечер является изящный и грациозный кавалер; он
нередко входил через открытую дверь, но чаще появлялся внезапно, вырастая как
бы из земли.
Вот как описывают его колдуньи на суде: «Он одет в белое платье, а на голове у
него черная бархатная шапочка с красным пером, или же на нем роскошный кафтан,
осыпанный драгоценными каменьями, вроде тех, что носят вельможи. Незнакомец
является или по
124
Внушение
собственной инициативе, или на зов, или же на заклинание своей будущей жертвы.
Он предлагает ведьме обогатить ее и сделать ее могущественной; показывает ей
свою шляпу, полную денег; но, чтобы удостоиться всех этих благ, ей придется
отречься от Св. крещения, от Бога и отдаться сатане душой и телом» .
Вот стереотипные описания демонических галлюцинаций, которым подвергались
истерические женщины средних веков, или так называемые колдуньи по тогдашним
понятиям.
Не ясно ли, что здесь дело идет о галлюцинациях такого рода, которые выливаются
в определенную форму благодаря представлениям, упрочившимся в сознании путем
самовнушения или внушения, быть может еще с детства, благодаря рассказам и
передаче из уст в уста о возможности появления дьявола в роли соблазнителя.
Другое не менее распространенное убеждение в народе, которое получило особенную
силу благодаря религиозному мистицизму в эпоху средних веков и последующий за
ними период времени, есть так называемая бесоодержимостъ, т. е. обладание
дьяволом человеческим телом. Благодаря самовнушению эта идея нередко является
источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые
также способны к эпидемическому распространению.
«Первая большая эпидемия этого рода, - по словам Реньяра, - произошла в
мадридском монастыре.
Почти всегда в монастырях, и главным образом в женских обителях, религиозные
обряды и постоянное сосредоточение на чудесном влекли за собою различные
нервные расстройства, составляющие в своей совокупности то, что называлось
бесноватостью. Мадридская эпидемия началась в монастыре бенедиктинок, игуменье
которого донне Терезе еле исполнилось в то время 26 лет.
С одной монахиней вдруг стали случаться страшные конвульсии. У нее делались
внезапные судороги, мертвели и скорчивались руки, выходила пена изо рта,
изгибалось все тело в дугу наподобие арки, опиравшейся на затылок и пятки.
По ночам больная
125
Внушение
издавала страшные вопли, и под конец ею овладевал настоящий бред.
Несчастная объявила, что в нее вселился демон Перегрино, который не дает ей
покоя. Вскоре демоны овладели всеми монахинями, за исключением пяти женщин,
причем сама донна Тереза тоже сделалась жертвой этого недуга.
Тогда начались в обители н
|
|