|
лиже к Богу, и во время этой
речи в одном из патетических мест, к ужасу слушателей, воображаемый демон
проявляет свою власть над одним из присутствующих, повергая его в страшные
корчи. За этим следуют другая и третья жертвы. То же повторяется и при других
богослужениях.
Можно ли сомневаться в том, что здесь дело идет о прямом внушении
бесоодержимости, переходящем затем и в жизнь народа и выхватывающем из
последнего свои жертвы даже и вне богослужебных церемоний.
Когда укоренились известные воззрения о возможности воплощения дьявола в
человеке, то это верование само по себе уже действует путем взаимовнушения и
самовнушения на многих психопатических личностей и приводит, таким образом, к
развитию демонопати-ческих эпидемий, которыми так богата история средних веков.
Особенно большими эпидемиями бесноватых, как известно, славится XVII век.
Бесноватость, встречавшаяся во все времена, была в полном смысле слова недугом
этого века, подобно тому как колдовство было недугом XVI века, а мания величия
и мания преследования являются болезнями нашего столетия.
Благодаря самовнушению те или другие мистические идеи, вытекавшие из
мировоззрения средних веков, нередко являлись вместе с тем источником целого
ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые благодаря
господствовавшим верованиям также получали наклонность к эпидемическому
распространению.
Таково, очевидно, происхождение судорожных и иных средневековых эпидемий,
известных под названием пляски Св. Витта и Св. Иоанна, народного танца,
носящего название тарантеллы, и, наконец, так называемого квиэтизма. Даже
знакомясь с описанием
121
Внушение
этих эпидемий современниками, нетрудно убедиться, что в их распространении
играло роль взаимовнушение.
Вот, например, небольшая выдержка о средневековых конвульсионерках из Луи
Дебоннера. Представьте себе девушек, которые в определенные дни, а иногда
после нескольких предчувствий внезапно впадают в трепет, дрожь,
судороги и зевоту; они падают на землю, и им подкладывают при этом
заранее приготовленные тюфяки и подушки. Тогда с ними начинаются большие
волнения: они катаются по полу, терзают и бьют себя; их голова вращается
с крайней быстротой, их глаза то закатываются, то закрываются, их язык
то выходит наружу, то втягивается внутрь, заполняя глотку. Желудок и
нижняя часть живота вздуваются, они лают, как собаки, или поют, как петухи;
страдая от удушья, эти несчастные стонут, кричат и свистят; по всем членам у
них пробегают судороги; они вдруг устремляются в одну сторону, затем бросаются
в другую; начинают кувыркаться и производят движения, оскорбляющие
скромность, принимают циничные позы, растягиваются, деревенеют и остаются в
таком положении по часам и даже целым дням; они на время становятся слепыми,
немыми, параличными и ничего не чувствуют. Есть между ними и такие, у
которых конвульсии носят характер свободных действий, а не
бессознательных движений . Прочитав это описание современника, кто
из невропатологов станет сомневаться в том, что здесь дело идет о
припадках большой истерии, развивающейся, как мы знаем, нередко и ныне
эпидемически.
Еще более поучительная картина представляется нам в описании судорожных
эпидемий, развивавшихся в Париже в прошлом столетии, объединяющим объектом
которых явилось Сен-Медарское кладбище с могилой дьякона Пари, некогда
прославившегося своим аскетическим образом жизни. Это описание принадлежит
известному Луи Филье:
«Конвульсии Жанны, излечившейся на могиле Пари от истерической контрактуры в
припадке судорог, послужили сигналом для новой пляски Св. Витта, возродившейся
вновь в центре Парижа в XVIII в., с бес-
122
Внушение
конечными вариациями, одна мрачнее или смешнее другой.
Со всех частей города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять
участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные, все уверяли, что
конвульсионируют, и конвульсионировали по-своему. Это был всемирный танец,
настоящая тарантелла.
Вся площадь Сен-Медарского кладбища и соседних улиц была занята массой девушек,
женщин, больных всех возрастов, конвульсионирующих как бы вперегонку друг с
другом. Здесь мужчины бьются об землю, как настоящие эпилептики, в то время как
другие, немного дальше, глотают камешки, кусочки стекла и даже горящие угли;
там женщины ходят на голове с той степенью странности или цинизма, которая
вообще совместима с такого рода упражнениями. В другом месте женщины,
растянувшись во весь poCTJ приглашают зрителей ударять их по животу и бывают
довольны только тогда, когда 10 или 12 мужчин обрушиваются на них зараз всей
своей тяжестью.
Люди корчатся, кривляются и двигаются на тысячу различных ладов. Есть, впрочем,
и более заученные конвульсии, напоминающие пантомимы и позы, в которых
изображаются какие-нибудь религиозные мистерии, особенно же часто сцены из
страданий Спасителя.
Среди всего этого нестройного шабаша слышатся то
|
|