|
з слабых примеров действия самовнушения, которое в
известных случаях может приводить к настоящим обманам чувств. Надо думать, что
и стереотипное видение черной женщины перед смертью в доме Габсбургов получает
объяснение не в одном только взаимовнушении, но, быть может, и в самовнушении,
невольно настраивающем воображение в определенном направлении. Путем невольного
самовнушения, по-видимому, могут быть объяснены и некоторые другие темные
психические явления, как, напр., предчувствие.
Известно также, что самовнушение в некоторых случаях, подобно гипнотическому
внушению, может обнаруживать резкое влияние на сосудодвигательную и
растительную сферы организма. Этим путем, между прочим, объясняются различные
стигматы и даже пе-
118
Внушение
риодическне кровоизлияния из тех областей тела из которых сочилась
кровь у распятого Христа как по казывает известный в медицинской
литературе и тща тельно проверенный видными научными авторитетам( пример
Луизы Лато.
Но мы бы отвлеклись далеко в сторону от главного предмета нашей беседы, если бы
задались целью подробнее разъяснять только что указанные явления нашей
психической жизни.
Путем невольного внушения, взаимовнушения и са мовнушения без труда объясняются
и многие своеоб разные стороны нашего сектантства, выражающиеся в крайне грубых
формах. Кто не помнит еще так недавно проявившегося изуверства тираспольских
беспоповцев погребением и замуровыванием живьем в подземельях 25 человек по их
собственному желанию? Читая описание этого потрясающего события, перед которым
бледнеет всем известный аскетизм буддистов, невольно приходишь к выводу, что
так спокойно шли эти сектанты на верную смерть лишь в силу укоренившейся путем
внушения и самовнушения идеи о переселенн* вместе с этим погребением в лоно
праведников
Ковалев, выполнивший этот обряд погребенш в Терновских хуторах над 25
сектантами, в числе кото рых были его мать, дочь и жена, сам, очевидно, также
находился под внушением со стороны монахин* скитницы Виталии, которая отдавала
ему свои повеления даже в то время, когда уже находилась в числе шести человек
в подаемной нише и была забрасываема землею.
Бесспорно, что убеждения раскольников, признающих народную перепись за
антихристову запись, за отчуждение от Христа и от истинной христианской веры,
создают почву для самоистребительных стремлений; но отсюда до массового
самосожжения, как это случалось уже не однажды с нашими раскольниками, до
закапывания в землю или до так называемого запоще-ния или до уморения себя
голодом еще далеко Не подлежит, однако, сомнению, что раскольничья среда в
скитах, в некотором отчуждении от внешнего мира, при постоянном посте и
молитвах представляет крайне благоприятные условия для поддержания и
развития
119
Внушение
религиозного фанатизма. При этих-то условиях самоистребительная проповедь и
находит себе благодарную почву. Эта проповедь действует в этих случаях не
столько путем убеждения, сколько силой внушения и взаимовнушения, что и
приводит к окончательному решению «соблюсти благочестие без отступления»,
согласно выражению самих раскольников.
Не подлежит никакому сомнению, что в терновских происшествиях роль главного
вожака играла Виталия, которая, действуя первоначально по убеждению, в
значительной мере укрепляла себя в проповеднической роли благодаря самовнушению.
Общая атмосфера скита во время бывшей переписи, постоянные толки и обсуждения
последней в ските, общая тревога и страх за последствия переписи поддерживали и
укрепляли между членами путем взаимовнушения мысль о необходимости закопаться
или запоститься. Исполнитель же закапываний Ковалев, как человек недалекий,
находился под внушением как Виталии, так и других лиц, поддерживавших общее
настроение раскольничьего скита.
Время не позволяет долее останавливаться на этом животрепещущем вопросе; но вся
картина самоистребительных происшествий в Терновских хуторах решительно не
поддается иному объяснению, если не принять в этом деле влияния внушения и
взаимовнушения на почве уже укоренившихся суеверий, сыгравших здесь, бесспорно,
крупную роль .
Не менее ярко сила внушения сказывается в так называемых психопатических
эпидемиях. На этих психопатических эпидемиях отражаются, бесспорно, прежде
всего господствующие воззрения народных масс данной эпохи, данного слоя
общества или данной местности. Но не может подлежать никакому сомнению, что эти
эпидемии развиваются главным образом путем взаимовнушения и самовнушения.
Господствующие воззрения являются только более или менее благоприятной почвой
для распространения путем невольной передачи от одного лица другому тех или
других психопатических состояний. Эпидемическое распространение так называемой
бесоодержимости в средние века, бесспорно, носит на себе все
следы
120
Внушение
установившихся в то время народных воззрений на необычайную силу дьявола над
человеком; но тем не менее также бесспорно, что развитие и распространение этих
эпидемий обязано главным образом, если не исключительно, силе внушения. Вот,
например, средневековой пастор во время церковного богослужения говорит о
власти демона над человеком, увещевая народ быть
|
|