|
ть этих полетов. Ввиду этого не без основания была
высказана мысль, что эти полеты прусских шаров относились к области массовых
галлюцинаций, обусловленных направлением умов в сторону возможных неприязненных
действий против нас со стороны Германии.
Не повторяется ли та же история и с шаром Андре? Сколько уже было получено
телеграмм из разных концов северного полушария о видении шара Андре целой
массой лиц. Не имеется ли и здесь дела с массовой иллюзией или галлюцинацией,
подобно тому как это было, по-видимому, с прусскими воздушными шарами? Такое
объяснение по крайней мере напрашивается само собой, когда читаешь мельчайшие
подробности о видении шара Андре несколькими лицами той или другой местности.
Видение это, стереотипно повторявшееся в нескольких местах, было настолько
полным, что, как известно, была даже высказана мысль, что оно могло
обусловливаться существованием особой не открытой еще планеты, с чем, однако,
совершенно не согласуется относительная быстрота движения видимого шара.
Не менее известны исторические примеры множественных галлюцинаций. К числу
таких исторических галлюцинаций относится, между прочим, известное видение
креста на небе с надписью: «Сим победишь» - видение, испытанное воинами
Константина Великого перед началом решительной битвы.
Массовые религиозные видения случались неоднократно и в позднейшее время,
особенно в средние века. Они возможны даже и теперь, как показывает случай,
описанный Verga.
В период тяжелой холерной эпидемии в 1885 г. жители деревни Корано, близ
Неаполя, начали видеть Мадонну в черном одеянии, молящуюся за спасение людей на
одном из ближайших холмов, где стояла часовня.
116
Внушение
Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Корано
начало стекаться множество народа.
Видение это продолжалось до тех пор, пока итальянское правительство не приняло
решительных мер против дальнейшего распространения этой эпидемической
галлюцинации. Часовня была перенесена на другое место, холм же был занят
отрядом карабине ров, после чего видение прекратилось.
Подобные видения объяснимы только с точки зрения внушения, совершенно
невольного, со стороны одних лиц на других. Когда господствует в населении
или в группе лиц то или другое настроение и когда мысль работает в
известном направлении, тогда у того или другого лица с психическою
неуравновешенностью осо бенно легко появляются обманы чувств, по содержанию
отвечающие настроению и направлению его мыслей, которые тотчас же
путем невольного внушения, ело весного или иного, сообщаются и другим лицам,
нахо дящимся в одинаковых психических условиях,
С той же точки зрения следует объяснить и сте реотипные обманы чувств,
свойственные лишь извест ным семьям, в которых этим галлюцинациям придают то
или другое, большею частью роковое, значение. Из вестно, что в
Габсбургском доме, например, такою галлюцинацией, которой придают
роковое значение предвестника смерти, является видение черной женщи ны.
Появление этой женщины уже издавна считается верным вестником приближения
кончины и передается из уст в уста в виде, семейной или родовой внушенной идеи,
которая и олицетворяется при соответствующих случаях в форме стереотипной
галлюцинации
Изредка в тех или других семьях можно встретить ся и с другого рода
внушенными идеями, которые также играют немаловажную роль в жизни членов
дан ной семьи. Я имел сведения, например, об одной семье, в
которой из рода в род передавалась боязнь к огню из-за возможности
погибнуть от него, и, дей ствительно, многие из членов семьи погибли
от не осторожного обращения с огнем или даже от самоубий ства путем
самосожжения. В другом роду удерживалось представление, что смерть его
членов происходит от
U7
Внушение
огнестрельного оружия путем ли самоубийства или той или другой случайности, и
оказалось действительно, что даже последние потомки этого рода, несмотря на
страшную боязнь, проявляемую ими к огнестрельному оружию, погибали совершенно
случайно или намеренно от выстрелов из ружья или револьвера.
Следует иметь в виду, что в подобного рода случаях на помощь внушению идет
нередко и самовнушение, под которым мы понимаем прививание психических
состояний, обусловленное, однако, не посторонними влияниями, а внутренними
поводами, источник которых находится в личности самого лица, подвергающегося
самовнушению.
Всякий знает, что человек может настроить себя на грустный или веселый лад, что
он может при известных случаях развить воображение до появления иллюзий и
галлюцинаций, что он может даже вселить в себя то или другое убеждение. Это и
есть самовнушение, которое, подобно внушению и взаимовнушению, не нуждается в
логике, а, напротив того, нередко действует даже вопреки всякой логике.
Кому не известно, что достаточно дать волю своему воображению и оно готово
рисовать всевозможные страшные образы в темноте ночи, несмотря на то что мы
можем быть твердо убеждены, что ничего страшного на самом деле не существует?
Но это только один
|
|