|
дает сходственное этому определение. По нему, внушением называется тот
случай, когда результат обусловливается тем, что вызывают представление об его
наступлении.
По Wundt'y» внушение есть ассоциация с сопутствующим ей сужением сознания по
отношению к представлениям, которые, возникая, не дают противоположным связям
проявиться.
По Schrenk-Notzing'y, внушение выражается ограничением ассоциаций в отношении
определенного содержания сознания.
Vincent говорит, что «под внушением мы понимаем обыкновенно совет или
приказание, в состоянии же гипноза внушение есть произведенное на психику впе-
82
Внушение
чатление, которое вызывает за собою непосредственное приспособление мозга и
всего от него зависящего».
По Hirschlaff'у4, под внушением следует понимать со стороны гипнотизера
утверждение, немотивированное и не соответствующее действительности, со стороны
же гипнотизируемого - реализацию этого утверждения.
Lowenfeld справедливо восстает против этого крайне узкого определения, так как,
согласно этому определению, пришлось бы исключить не только все терапевтические
внушения, которые, по Hirschlaff'y» должны быть рассматриваемы не как внушения,
а как советы, надежды и пр., но и целый ряд явлений, известных под названием
противовнушений, также должен быть исключен из области внушения, так как они
стоят в соответствии с действительностью.
Да и сколько неопределенного в самом понятии «не соответствующий
действительности»! Например, дается спящему внушение: проснувшись, взять со
стола папироску и закурить, и он выполняет это по внушению. Спрашивается, много
ли тут не соответствующего действительности, а между тем бесспорно, что мы
здесь так же имеем дело с внушением, как и в других случаях.
Приведение других определений внушения излишне и бесполезно, так как и
вышеизложенного вполне достаточно, чтобы видеть, как много путаницы, неясного и
неопределенного вводится в понятие о внушении.
Очень характерно по этому поводу начинает свою книгу Б. Сиддис : «Психологи
употребляют термин «внушение» так беспорядочно, что читатель часто не уясняет
себе его настоящего значения. Иногда этим названием пользуются для означения
тех случаев, когда одна идея ведет за собой другую, и таким образом
отождествляют внушение с ассоциацией. Некоторые настолько расширяют область
внушения, что включают в нее всякое влияние человека на своих собратий. Другие
суживают внушение и внушаемость до простых симптомов истерического невроза. Так
поступают сторонники Сальпетриерской школы. Нансийская
83
Внушение
же школа называет внушением причину, вызывающую то особое состояние духа, при
котором явления внушаемости чрезвычайно выступают вперед». Само собою
разумеется, что столь неясное положение вопроса о внушении приводит, по Б.
Сиддису, к большой путанице в психологических исследованиях, относящихся до
внушения, с чем нельзя не согласиться.
Сам Б. Сиддис, поясняя внушение на нескольких примерах, останавливается на
определении Больд-вина6, по которому «под внушением понимается большой класс
явлений, типическим представителем которых служит внезапное вторжение в
сознание извне идеи или образа, становящихся частью потока мысли и стремящихся
вызвать мышечные и волевые усилия — свои обычные последствия». Б. Сиддис
справедливо считает его недостаточным, он находит во внушении еще другие важные
черты, которые состоят в том, что внушение воспринимается субъектом без критики
и выполняется им почти автоматически.
Но независимо от того во внушении имеется еще элемент, без которого определение
является неполным. «Этот элемент или фактор составляет преодоление или обход
противодействия субъекта. Внушенная идея насильно вводится в поток сознания,
она нечто чуждое, нежеланный гость, паразит, от которого сознание субъекта
стремится избавиться. Поток сознания индивидуума борется с внушаемыми идеями,
как организм с бактериями, стремящимися разрушить устойчивость равновесия. Этот
элемент противодействия имел в виду д-р I. Grossmann, определяя внушение как
«процесс, в котором какое-нибудь представление пытается навязаться мозгу»».
В конце концов Б. Сиддис останавливается на таком определении внушения: «Под
внушением понимается вторжение в ум какой-либо идеи; встреченная б^ьшим или
меньшим сопротивлением личности, она наконец принимается без критики и
выполняется без обсуждения, почти автоматично»8.
Определение это, выраженное в таком виде, стоит довольно близко к сделанному
мною ранее определению внушения , но тем не менее оно не может быть признано
вполне достаточным. Прежде всего далеко не
84
Внушение
всегда внушение встречается тем или другим сопротивлением со стороны личности
внушаемого лица. Это наблюдается чаще всего в тех гипнотических внушениях,
которые касаются нравственной сферы внушаемого лица или же противоречат
установившимся отношениям данного лица к тем явлен
|
|