|
этом этапе возникает самосознание, представление о самобытности и
неповторимости индивидуального человеческого существования. В этом сознании
существенное место занимают представления о положении собственного тела в
пространстве и о движениях его членов. Следующая ступень в структуре и развитии
сознания связана с «сознанием пространства», когда человек может создавать
пространственные представления об окружающем его мире. После «сознания
пространства» следует «сознание времени». На следующей, более высокой ступени
развития сознания появляется «сознание своей собственной личности». В нем
господствуют элементы, составляющие интимное ядро личности человека. Сюда
относятся прежде всего представления о нравственных, религиозных, правовых и
прочих нормах. С этой формой сознания связаны и первые проявления воли чело-
37
О В. М. Бехтереве - ученом и враче-гипнологе
века как характернейшей черты его человеческой сущности.
Высшей ступенью развития сознания В. М. Бехтерев считал то состояние психики
человека, когда он, с одной стороны, обладает способностью по желанию вводить в
сферу сознания те или другие из бывших до этого в его сознании представлений и,
с другой стороны, может давать себе отчет о происходящих в его сознании
явлениях, о течении потока психических процессов, о причинах переживаемых им
психических процессов и о последствиях своих поступков. Человек может
анализировать свою психическую деятельность, давать отчет обо всем, что
происходит с ним. Именно эта способность самопознания и самоотчета является
самым характерным признаком полного сознания.
Эти формы сознания В. М. Бехтерев рассматривал как различные «ступени развития
его содержания». Каждый из уровней организации сознания не только имеет
собственные характеристики, но и предполагает, содержит в «снятом виде»
особенности, присущие и всем предшествующим, более низким ступеням развития
сознания, более примитивным, архаичным его структурам.
По представлению В. М. Бехтерева, соподчинению структур сознания, основным
способам его функционирования соответствуют и основные этапы его развития в
онтогенезе каждого отдельного человека. На более ранних этапах развития
личности возникают более простые ступени и структуры сознания, на более поздних
- более сложные и богатые содержанием.
При ряде патологических процессов распад созна-.ния идет в обратной
прогрессивному развитию последовательности: то, что появилось позже всего в
индивидуальном развитии, подвергается торможению или разрушается раньше других
форм сознания. Прежде всего утрачивается способность самосознания активных
волевых действий и произвольного внимания. Далее, подавлению или деструкции
подвергаются нравственные устои личности, и лишь после этого происходят
изменения в сознании времени и пространства и т. д.
В связи с разработкой концепции сознания В. М. Бехтерев большое внимание уделял
явлениям перцепции
38
О В. М. Бехтереве - ученом и врачс-гипнолвге
и апперцепции. В соответствии со сложившейся традицией перцепцию он понимал как
процесс, благодаря которому то или другое впечатление доходит вообще до
сознания, а под апперцепцией понимал процесс, благодаря которому внешние
впечатления входят в сферу ясного, «полного» сознания. Поэтому существуют
восприятия перцептированные, но не апперцепти-рованные.
Ясное, «полное» сознание возможно лишь при наличии активного внимания.
Последнее связано с восприятием событий, отличающихся, как правило, новизной и
эмоциональной насыщенностью. Легко апперцеп-тируются раздражители, выделяющиеся
из остальных и имеющие особое значение для воспринимающего.
«Следовательно, - писал В. М. Бехтерев, — сила чувства, которым благодаря тем
или другим ассоциациям сопровождается представление, — вот что в данном случае
служит причиной, что это представление вводится в пункт наиболее ясного
сознания» . Существенную роль в апперцептировании внешних воздействий играет и
процесс ожидания каких-либо событий.
При отсутствии указанных условий и особенно при ослаблении внимания восприятие
внешнего мира не попадает в фокус ясного сознания. Отвлечения нашего внимания,
по Бехтереву, достаточно для того, чтобы «введение данного представления в
сферу ясного сознания не совершилось» .
В дальнейшем в «объективной психологии» и «рефлексологии» свои взгляды на
сущность сознания, В. М. Бехтерев развивал в учении о личном и общем сознании,
об активном и пассивном восприятии и внимании (сосредоточении).
Личное сознание с активным восприятием - это то сознание, которое составляет
сущность нашего «я» вместе со всеми подчиненными ему явлениями психической
жизни. Общее сознание с пассивным восприятием — это те явления психики человека,
которые не находятся в тесном взаимоотношении с «я» личности.
Личное сознание представляет собой высшую в развитии и самую богатую по
содержанию ступень сознания. Оно связано прежде всего с волевыми процессами
39
О В. М. Бехтереве - ученом и враче - гипнологе
и активным вниманием. Именно воля и активное внимание, а также активное
восприятие являются важнейшими орудиями человеческого «я», личного сознания в
познании и практическом изменении мира.
Благодаря воле, писал В. М. Бехтерев, человеческое «я» «воздействует
определенным образом на окружающий нас мир, активное же внимание
|
|