|
какой-либо особой психофизической энергии2.
Однако надежды и прогнозы В. М. Бехтерева на снижение интереса к телепатии не
оправдались, не оправдались они и по отношению ко всему оккультному вообще. В
наши дни астрология, сеансы телепатии, лечение экстрасенсами, передача
биоэнергии, вера в медиумов и ясновидцев, домовых и «разбушевавшийся дух»-самая
настоящая эпидемия, наносящая огромный вред духовному и физическому здоровью
миллионов людей.
В. М. Бехтерев оказался поистине пророком в своих утверждениях о том, что, чем
больше будет средств воздействия на человеческую психику, способов передачи
психического влияния на человека, тем более повальным будет увлечение
таинственными явлениями человеческой психики. Как бы предвидя нашу сегодняшнюю
действительность, он писал в 1894 г.: «Так как человечество вообще склонно
преклоняться перед всем таинственным... то, без сомнения, те или другие
приспособления и приборы, как бы увеличивающие действительную силу и значение
производимых внушений, а иногда и обладающие в глазах внушаемого своего рода
магической силой, получают огромное значение при всяком вообще психическом
лечении» .
Миллионы людей, с надеждой ожидающие своего исцеления у экранов телевизоров во
время сеансов А. Кашпировского, или покупатели газет, «заряженных» энергией А.
Чумака, - бесспорное подтверждение пророчества В. М. Бехтерева. Месмер,
Калиостро, Ганзен, Распутин и тьма гипнотизеров и лечителей прошлого могут лишь
позавидовать им. И не только в плане успеха. Торжествуют идеи «флюидов»,
«животного магнетизма», «магнетической силы», «космических влияний»,
«биоэнергии» и т. д. В понимании сущности многих явлений психической жизни
человека
2*
35
О В. М. Бехтереве
- ученом и враче
гипнологе
мы опускаемся к более низким ступеням развития наших знаний. В течение
последних 150 лет наука (в том числе и благодаря трудам В. М. Бехтерева)
доказала, что психика - это работа человеческого мозга, результат его
«сочетательной» деятельности, а не проявление всяких сил и «энергий».
В. М. Бехтерев не только изучал, использовал и пропагандировал гипноз и
внушение как лечебные методы, но и обращал самое серьезное внимание на условия
и показания их применения. Он руководствовался важнейшим принципом применения
любого лечебного средства - «прежде всего не вреди!». В этом отношении как
врачи, так и все интересующиеся найдут в публикуемых работах В. М. Бехтерева
много поучительного и полезного для себя.
В результате многолетних исследований В. М. Бехтерев создал оригинальную теорию
о природе внушения как своеобразного психического явления, связанного с
глубокими изменениями в структуре сознания. «...Сущность внушения, - писал он,
- заключается не в тех или других внешних его особенностях, а в особом
отношении внушенного к «я» субъекта во время восприятия внушения и его
осуществления» .
Внушение, гипноз и структура сознания. Под влиянием сильно идеологизированной
критики «рефлексологии» и «энергетизма» В. М. Бехтерева сложилось представление
о том, что он не только не исследовал проблему сознания, но и вообще отрицал
его. На самом деле все обстоит совершенно по-иному. Как мы уже видели, его
представления о природе и сущности гипноза и внушения органически связаны с его
взглядами на сущность и структуру сознания, на соотношение сознания и
бессознательного.
Что же В. М. Бехтерев понимал под сознанием человека? В актовой речи «Сознание
и его границы», произнесенной 8 октября 1888 г. в Казанском университете, он
определял сознание как «ту субъективную окраску или то субъективное, т. е.
внутреннее, непосредственно нами воспринимаемое состояние, которою или которым
сопровождаются многие из наших психических процессов. Благодаря этой
субъективной
36
О В. М. Бехтереве - ученом и враче-гипнологе
окраске мы можем различать наши психические процессы по их сложности и тем или
другим присущим им особенностям» .
В. М. Бехтерев различал две формы осознаваемости психических процессов. Первая
из них - «ступени ясности сознания». С точки зрения рассматриваемого здесь
вопроса о сущности гипноза и внушения эта сторона учения В. М. Бехтерева о
сознании нас не интересует.
Другая форма осознаваемости, по В. М. Бехтереву, состоит в наличии в сознании
различных психических процессов, отличающихся по их содержанию и отношению к
личности человека, к его «я». В этом аспекте, подчеркивал он, правильнее было
бы говорить «о специальных видах сознания по сложности его содержания, а не по
степени самого сознания» 6.
Какие «специальные виды сознания» выделял В. М. Бехтерев? Низшей, начальной
формой всякого человеческого сознания является такая его форма, когда в нем еще
нет никаких ясных представлений, кроме восприятия собственного существования,
кроме представления о том, что есть «я» и есть нечто другое, совершенно
неопределенное. Вторым уровнем в структуре сознания является выделение в нем
группы представлений о «я» как субъекте восприятия в отличие от «не-я», или
объекта. Н
|
|