|
Писатели, относящиеся к "космической опере", — а имя им легион! — населили
околосолнечное пространство чудовищами с глазами, как у жуков (сокращенно их
называют ВЕМ, то есть Bug Eyed-Monstcrs), зловещими шарами из протоплазмы,
кровожадными растениями, ненасытными вампирами и другими химерическими
порождениями ничем не ограниченной фантазии, с которыми приходится вступать в
борьбу бесстрашным пришельцам с Земли. Все эти инопланетные монстры, несомненно,
являются близкими или далекими потомками зловещих марсиан из "Борьбы миров"
Уэллса.
Расцвет "космической оперы" приходится на 20- 30-е годы, но она продолжает
существовать и позже, правда в несколько модифицированном виде, наряду с
другими направлениями американской "Science Fiction".
Следует упомянуть в этой связи Эдварда Эльмара Смита, автора "Ленсменов" и
"Скайлара" — двух серий приключенческо-космических романов. Доктор философии,
химик по специальности, Э. Э. Смит создает в своих произведениях значительно
более правдоподобную научную декорацию и более логические мотивировки, нежели
Берроуз. Бесконечно расширяя сферу действия своих героев, он распространяет ее
и на соседние Галактики. Основная идея Смита — борьба доброго и злого начала
среди разумных существ во Вселенной — надолго утвердилась затем в мировой
научно-фантастической литературе. С этой темой связаны, в частности, романы
современного французского писателя Франсиса Карсака ("Пришельцы ниоткуда",
"Этот мир — наш" и др.). Одним из первых, еще задолго до возникновения
кибернетики, Э. Э. Смит ввел понятие о гигантской машине-роботе, которой
надлежит наводить порядок в целой Галактике. В наши дни американские фантасты
постоянно эксплуатируют подобные сюжеты, варьируя их на тысячи ладов.
Можно еще упомянуть и писателя Кларка Аштона, автора романов "Город поющего
пламени", "Пленники Андромеды". "Женщины-цветы" и др. Сами названия этих книг,
эффектные и выспренние, весьма типичны для "космической оперы".
С середины 20-х годов начал печататься Эдмонд Гамильтон, написавший сотни
романов, повестей и рассказов, причем некоторые в соавторстве со своей женой,
писательницей Ли Брекетт. Не выдвигая никаких серьезных проблем, он
сосредоточивает все внимание на невероятных приключениях в космосе, перенося на
просторы Галактики чудовищные войны миров, политические интриги, дворцовые
перевороты, заговоры, шпионаж, гангстеризм — весь реквизит
полицейско-авантюрных романов. Правда, в последующие годы под влиянием новых
веяний в научной фантастике Гамильтон осложняет свои крепко сколоченные сюжеты
социальными и морально-психологическими мотивами. Это уводит его от "чистой"
"космической оперы", хотя в общем он и сейчас остается близок "старой школе".
Представление о творчестве Гамильтона могут дать такие его поздние романы, как
"Звездные короли" и "Город на краю света", рассказ "Профессионал", повесть
"Сокровища громовой Луны" (переведена на русский язык).
В стандартную продукцию "космической оперы" некоторое обновление вносит образ
гениального изобретателя или ученого-одиночки, противопоставляющего себя
обществу. Появился даже специальный термин MS (Mad Scientist), то есть
"безумный ученый". Этот традиционный со времени поздних романов Жюля Верна
образ, воскрешенный в США профессором математики Эриком Темплом Беллом,
писавшим под псевдонимом Джон Тэйн, покончил с монополией космических тарзанов.
Новое направление в американской научной фантастике четко обозначилось с
середины 30-х годов, когда молодой физик Джон Кэмпбелл, в период кризиса
попытавший силы на новом поприще, стал редактировать журнал научной фантастики
"Astounding science fiction" и писать в этом жанре под псевдонимом Дон Стюарт.
Для творчества самого Кэмпбелла и писателей, группировавшихся вокруг его
журнала, характерно более серьезное отношение к научным гипотезам, а также
внимание к социальным и психологическим проблемам.
И это вполне объяснимо в годы, ознаменованные, с одной стороны, небывалыми
успехами науки и техники и, с другой — мировым экономическим кризисом,
разрушившим иллюзии о прочности американского "просперити". В этой обстановке
писателям-фантастам пришлось задуматься не столько о феерических похождениях
своих героев в космосе, сколько о будущем Земли и судьбах человечества. И надо
сказать, что прогнозы были далеко не утешительные. Неурядицы и не" благополучие
реальной жизни получали в зеркале фантазии обобщенно-гипертрофированное
отражение, доходя иной раз до зловещих символов и аллегорий.
Например, тот же Кэмпбелл в дилогии "Перед рассветом" и "Ночь" рисует
деградацию человечества, потерявшего стимул к дальнейшему прогрессу и уже не
способного к созидательной деятельности. Единственно, что удается герою, —
внушить любознательность машинам, которые собирают сохранившиеся знания, но не
могут обратить их на пользу людям: потухающее Солнце обрекает на гибель все
живое, и машины остаются одни, продолжая свою бессмысленную работу.
К началу 40-х годов школа "космической оперы" стала изживать самое себя,
перейдя в разряд полубульварной беллетристики. Кэмпбелловская линия укреплялась,
находя все больше приверженцев среди ведущих писателей-фантастов.
О растущей популярности научной фантастики в США свидетельствует прежде всего
увеличение количества периодических изданий, сборников и антологий. Достаточно
сказать, что если в 1938 году выходило пять журналов научной фантастики, то в
1939 году их было уже тринадцать, а в 1941 — двадцать.
Научная фантастика превратилась в новую отрасль литературной индустрии.
Вступление США во вторую мировую войну на несколько лет затормозило развитие
этого вида литературы.
Но прежде чем говорить о ее современном состоянии, следует остановиться на
некоторых особенностях английской научной фантастики первой половины нашего
века.
|
|