|
относятся к ней бескорыстно, "планета-обольстительница" станет эдемом; для тех
же, кто обманет ее доверие и причинит ей зло, она превратится в разъяренную
фурию.
Сам Бредбери считает, что научная фантастика дает писателю наиболее широкие
возможности для выражения моральных и социальных идей. И можно только
согласиться с утверждением А. Азимова: "Рэй, по моему мнению, пишет не научную,
а социальную фантастику".
В том же аспекте воспринимается творчество и некоторых других американских
фантастов, в частности Пола Андерсона, представленного в нашем сборнике
рассказом "Человек, который пришел слишком рано". Почти во всех своих
произведениях он сталкивает будущее с прошлым, отдавая предпочтение
докапиталистическим, патриархальным формам жизни ("Крестоносцы космоса", "Не
будет перемирия с королями", "Прогресс", "Отставание во времени" и др.). Но
делается это не из-за какого-то особого пристрастия к темным векам феодализма,
а опять-таки из страха перед будущим, которое в представлении Андерсона
концентрирует в галактических масштабах всю жестокость и бесчеловечность
господства "железной пяты" — современного монополистического капитала.
Варьируя на новый лад тему "Янки при дворе короля Артура" Марка Твена, писатель
переносит своего героя, сержанта американской военной базы в Исландии, в эпоху
викингов. В отличие от предприимчивого янки из Коннектикута сержант Джеральд
Роберте, попавший в далекое прошлое, оказывается совершенно неприспособленным,
беспомощным, смешным и ни на что не пригодным. Все блага современной
цивилизации, носителем которых является молодой американец" в глазах древних
исландцев ровно ничего не стоят. При этом автор относится с нескрываемым
сочувствием к мужественным, простодушным, свободолюбивым скандинавам, открывшим
Америку еще за пятьсот лет до Колумба.
Хотя действие рассказа Гарри Гаррисона "Смертные муки пришельца" отнесено в
далекое будущее и происходит на какой-то чужой планете, взгляды этого писателя
во многом сходны со взглядами П. Андерсона. В жарком споре с миссионером,
высадившимся на этой планете, чтобы обратить аборигенов в христианскую реру,
торговец Гарт говорит: "Здешние жители, простые и необразованные существа
каменного века, умудрились до сих пор обходиться без всякого суеверия и без
зачатков религии… Они единственный первобытный народ из всех виденных мною,
который совершенно свободен от суеверий и благодаря этому гораздо счастливее и
разумнее других. Я хочу, чтобы они такими и остались". В борьбе атеиста Гарта с
отцом Марком за влияние на жителей планеты ни один не побеждает. Только
проповедь миссионера приводит к совершенно неожиданному результату: желая
проверить справедливость его слов о всемогуществе бога, аборигены поступают так,
как сказано в библии и… совершают первый тяжкий грех. Религия требует жертв, и
миссионер в этом убедился, когда его распяли на кресте.
"Смертные муки пришельца" — не единственное из произведений англо-американской
фантастики, в которых здоровые реалистические взгляды на жизнь
противопоставлены религиозным предрассудкам. В русском переводе издан также
рассказ Артура Кларка "Звезда", построенный как мысленный спор
астронома-иезуита, находящегося на космическом корабле, с Игнатием Лойолой.
После того как расчеты убедили иезуита, что взрыв сверхновой, погубившей
высокоразумную цивилизацию, был замечен на Земле и назван Вифлеемской
звездой-провозвестницей, он отвергает основной постулат своего ордена: "Ради
вящей славы господней верь и не сомневайся".
К сожалению, антиклерикальные и антирелигиозные произведения теряются в потоке
книг, авторы которых стремятся примирить науку с религией. К таким вещам
относится известная трилогия англичанина К. Льюиса, где откровенная религиозная
проповедь облечена в форму научно-фантастического повествования, и объемистый
роман американца Уолтера Миллера младшего "Гимн Лейбовицу" о восстановлении
науки под эгидой церкви после мировой ядерной войны.
Установление контактов с инопланетными цивилизациями — одна из самых
распространенных и волнующих тем мировой научной фантастики. Эта гипотетическая
проблема решается с разных позиций в зависимости от научных взглядов и идейной
устремленности авторов. Достаточно сопоставить хрестоматийный рассказ Мюррея
Лейнстера "Первый контакт" с не менее известным рассказом И. Ефремова "Сердце
Змеи", задуманным как прямой ответ американскому фантасту, чтобы выявились
диаметрально противоположные точки зрения.
И там, и здесь речь идет о случайной встрече в глубинах космоса двух
звездолетов из разных солнечных систем и возможности установления контакта
между представителями высоких цивилизаций, отстоящих одна от другой на сотни
световых лет.
М. Лейнстер уснащает свой рассказ такого рода сентенциями: "Возможно, они
хотели мира, но, несмотря на кажущееся дружелюбие противника, правильнее было
готовиться к вероломному нападению". "Если чужие узнают о существовании людей,
возникнет дилемма-торговать или сражаться". "Единственным по-настоящему
надежным выходом казалось уничтожение другого корабля в мгновенной и
смертельной атаке — в целях самозащиты". "Люди не испытывали неприязни к чужим,
вероятно, так же, как и чужие — к людям, но на основании строго логических
причин нужно было убить или быть убитыми".
Неприемлемые для нас взгляды американского автора вытекают из его неверия в
возможность равноправного существования двух могущественных рас. Объяснить это
можно тем, что рассказ, написанный вскоре после второй мировой войны, отражает
взгляды среднего американца, подавленного официальной пропагандой, на
взаимоотношения народов. И недаром И. Ефремов, оценивая "первый контакт" сточки
зрения людей далекого будущего — членов экипажа звездолета "Теллур", пишет в
|
|