|
не говоря уже о богах!..»
С наступлением таких времен отважнейшие из людей и должны отправляться в
Шамбалу, чтобы набраться мудрости и передать ее другим. Лобсанг Палден Еше
подчеркивал, что такой странник должен будет овладеть искусством созерцания и
медитации, а глупцам, несмышленышам, «дуралеям с детским сознанием, которые
забрались на кучу навоза в надежде достать луну», вообще незачем нос из дома
высовывать. Тому же, кто готов в Путь, следует дождаться разрешения, которое
чаще всего дается во сне. Тех, кто не получил такого разрешения, подстерегает
множество опасностей. Несчастных станут преследовать демоны и злые духи,
поэтому непослушные странники и в самом деле не достигнут цели.
Путешествовать надлежит в северном направлении, которое как в индусской
мифологии, так и в буддизме считается священным; это связывается с мистическим
центром Космической мандалы. Начинать путь рекомендуется с Бодхгайи, посетив до
этого один остров, находящийся к западу от континента. Там надлежит
медитировать, исполнив множество тайных ритуалов и подношений огню.
Дальнейшее изложение III Панчен Ламы может показаться лишь игрой необузданной
фантазии. Однако на самом деле все препятствия, встречающиеся на Пути
психонавта, все враги, чудовища, ужасы представляют собой всемогущие силы,
таящиеся в глубинах нашего подсознания; это проявления невидимой, неосознанной
энергии, пульсирующей в пространстве вокруг нас. Не познав этих двух миров —
внутреннего и внешнего, — мы никогда не достигнем Шамбалы, сияющей по другую
сторону границ обыденного, конвенционального, осторожного и прагматического
мышления. Итак, как говорят великие тибетские учителя, побуждая своих учеников
к духовным подвигам: ВПЕРЕД, В ПАСТЬ К ТИГРУ!
Лобсанг Палден Еше подробно описал фантастические пейзажи, горы, рощицы, сады,
реки, пустыни, города, вдохновенно изобразил невиданные растения, рыб, зверей,
птиц, людей, адских и небесных существ. Так, например, еще в начале Путешествия
садхака достигнет горы Кокер, на которой растет «очень сладкая трава туяная, а
также тилака — трава очень горькая. Из них сочится белая, точно молоко,
жидкость. Цветы туянаи красны, как восходящее солнце в своем великолепии; ее
листья остры, словно лезвие боевого топора; у нее крепкие корни, и растет она
на скалах и тянется к югу. Тилака свисает гроздьями, опускаясь глубоко в бездну,
цветы у нее белые, словно сосцы дикой кобылицы...» Путешественнику велено
выкопать корни этих растений и совершить некие магические обряды, чтобы одолеть
препятствия, насылаемые злыми силами. В другой раз ему предписано исполнить 800
ритуалов подношения огню, бросая в пламя лепестки голубого жасмина, красные
цветки кусумы, а потом, обрядившись в белые одежды, в венке из цветущего лотоса,
который растет на вершинах ледников, танцевать, испрашивая магические силы у
богини Экаджати*.
Отнюдь не всегда садхаке подобает вести себя столь романтически. В горах
Гандхары, где обитают хищные крылатые львы, путешественнику придется собрать
убитых ими животных, из мяса приготовить жертвоприношение, а кровью на черной
скале нарисовать свирепую богиню — демоницу Мандеку, у которой «тело ужасное,
обвитое содранной человеческой кожей; зубы красные, свирепо оскаленные, когда
она ест из черепа, наполненного кровью и сердцами». Рисовать в этом Путешествии
предписывается не раз, что весьма напоминает современные методы психоанализа,
когда странствующий в глубинах своего подсознания человек борется с
встреченными чудовищами, изображая и называя по именам их устрашающие
воплощения.
У реки Сатваланы пилигриму предлагается остановиться на отдых и поднабраться
сил, ведь ее бурные воды нелегко одолеть. Вдоль речных берегов растет красный
дикий рис, и садхака должен питаться кашей из этого риса, приправленной медом,
который в изобилии встречается здесь в дуплах деревьев. Заговорив эту пищу с
помощью мантры под названием «Драгоценность пространства», путешественник
обязан угостить обитающих в быстрых водах рыб. А их там кишит видимо-невидимо,
самых разных, со всевозможными головами: людей, обезьян, тигров, львов,
леопардов, коров, ворон, попугаев и т. п. Только после этого, как его ублажили,
Царь Рыб перенесет садхаку на другой берег.
Затем паломник достигнет заснеженных гор, где протекает множество речушек,
впадающих в 80000 озер и в реку Белую — Ситу (согласно А. Чома де Кереши, это
Сырдарья). На востоке и на западе воды ее собираются в ядовитые озера. Они
такие холодные, что в них не могу обитать «ни рыба, ни крокодилы, ни птицы, а
лишь одни существа из преисподней». Река никогда не замерзает, однако если
человек какой-то частью своего тела прикоснется к воде, то тотчас обратится в
камень. По берегам высятся горы медного цвета, там тысячи пещер, где живут
демоны с медными губами и лошадиными головами, женщины-полубогини из рода
асуров*, дочери подземных правителей — нагов*, чарами и обворожительными
песнями которых садхаке никак нельзя соблазниться.
На горе с пятью вершинами путешественника также поджидают искушения. Обитающие
там существа — хинары — «всегда веселые, преисполненные благодати,
завлекательно играющие с объектами вожделения. Желая соблазнить садхаку, они
станут прибегать к чарующим песням и восхитительной музыке. Снедаемые желанием
напугать его, они будут издавать устрашающие звуки и принимать ужасающие
обличья. Стремясь окончательно погубить паломника, они примутся дуть на него
смрадны
|
|