|
западным взглядом на смерть. Апостол Павел, описывая смерть как последнего
врага человеческого, сообщает: "Я каждый день умираю" (1-е Кор. 15:31).
Поглощая
смерть победой, он насмешливо восклицает: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя
победа?" (1-е Кор. 15:55). Восточные мудрецы приветствуют смерть как
возможность
единения с Возлюбленным. Из обоих случаев следует один и тот же вывод: смерть
имеет над нами преимущество только в случае, когда она приходит мгновенно,
неожиданно и как совершенный незнакомец (но не как ожидаемый друг или
страшный враг), ибо в этом случае мы оказываемся совершенно не готовы принять
ее вызов. Те же, кто подготовился к ней, готовы поминутно, встречают ее,
приветствуют ее как момент возвращения домой и средство единения с Возлюблен-
ным. Истинно преданный Богу, даже когда он приговорен к смерти за ересь,
радостно опускает голову на плаху и умоляет палача быстрее избавить его саблей
от тела, ибо в сабле видит он отраженный Свет своего Возлюбленного - Господа.
В конце концов, что есть смерть?
"Смерть, - говорит Еврипид (16), - есть долг, который мы все должны
заплатить". В таком случае почему не заплатить долг и оказаться навечно
свободным от подобного обязательства? Тело есть выкуп или приданое, которое
должна заплатить и передать душа, прежде чем обретет взамен окончательное
освобождение от Закона Действия и Последствия.
Чтобы получить некоторое представление о том, что случится после смерти,
обратимся к Священным Писаниям.
Мастера разделяют человечество на четыре категории.
В первую категорию попадают те, кому при жизни не посчастливилось встретить
Сант-Сатгуру и оказаться под его защитой. А таких большинство. Им придется идти
в полном одиночестве, каждая душа сама по себе, без друзей, без спутников. Все
подобные души предстанут перед Вечным Судией и затем будут жить в
соответствии с приговором справедливого бога Дхарам Раджа, судьи строгого и
сурового, судящего каждого по закону "что посеешь, то и пожнешь" без всякого
сочувствия и сострадания.
Таков неотвратимый закон Кармы .
И пишет перо Его по Его Божественной Воле,
Но в совершенном соответствии с нашими действиями.
Нанак
Есть три типа Кармы:
а) Пралабд - та порция Кармы, которая назначена на текущую жизнь и является
ее причиной. Называется также Судьба.
б) Крияман - результат новых действий, совершаемых в текущей жизни.
в) Санчит- Кармы прошедших действий, еще не выплаченные и остающиеся в
"хранилище"; их придется выплатить в будущих воплощениях. Закон Кармы
действует неумолимо и безжалостно, он не принимает во внимание смягчающих
обстоятельств и не допускает исключений: "Каста и цвет тебе там не помогут;
каждый получит вознаграждение в соответствии со своими делами" (Ади Грант. Аза
МЗ). "Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца"
(Притчи 21:2). В назначенный час, о котором никто не имеет ни малейшего пред-
ставления, добрые ангелы (Рамганс) или злые ангелы (Ямганс) приходят за душой,
насильственно вытягивают ее из тела, а затем сопровождают к Вечному Судии, где
и отчитывается она во всех своих мыслях, словах и делах.
"Глупец, ты думаешь, что если нет Босуэлла , чтоб записать твои слова, они
поэтому все незаметно умерли и похоронены навечно, навсегда. Ничто не умирает в
природе, ничто не может умереть; любое праздное тобою брошенное слово есть
семя, брошенное времени, и в вечности оно взойдет" (Карлейль) (17). Иисус
Христос
ясно сказал: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди,
дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих
осудишься" (От Матфея 12:36-37).
Все мысли, чувства и эмоции, все слова, произнесенные с умыслом или
ненамеренно, все дела, свершенные с каким-то расчетом или же случайно,
оставляют неизгладимый отпечаток (Samskaras или naqsh-i-amal) на плитке разума,
и счет за них будет получен после смерти. Процесс этот суммарный, но
справедливый, без всяких заранее принятых мер для логического умствования,
споров, призывов к Высшим Силам о помощи, апелляций и без всякого намека на
возможность помилования. Тот, кто всю свою жизнь предавался грешным делам,
отправляется в ад (Narak или Dozakh), где и будет подвергаться наказанию в
течение определенного времени, как того заслуживают его дела. Таким образом он
избавляется от пагубных и злобных отпечатков (которые принес с собой) и
начинает
понимать закон, действующий в конечном счете ради его же блага.
Когда истечет назначенный срок, бывший грешник опять рождается на Земле,
получая таким образом новую возможность вести преображенную жизнь, свободную
от зла, теперь смытого, и начать жить по-новому, избегая ловушек и капканов
прошлого. Тому, кто прожил жизнь праведную и честную, назначается место в раю
(Swarg, Baikunth или Bahisht), где он и наслаждается плодами своих
добросердечных
дел, после чего также снова возвращается вниз, на Землю. Таким образом, все ду-
ши, заключенные в кармическое колесо жизни и смерти, двигаются вверх и вниз
|
|