|
Поведение нашего сознания во сне показывает нам, как оно будет себя вести в
соответствующих переживаниях в Бардо.
3. Бардо медитации включает в себя весь опыт состояний во время медитации.
4. Бардо смерти.
Мучительное Бардо смерти длится с наступлением процесса смерти и продолжается
до остановки внутреннего дыхания, как заключительный этап и апогей - появление
сияющего Света в момент смерти.
В процессе смерти происходит растворение всех 5-ти элементов, из которых
состоит наше тело (земля, вода, огонь, воздух, пространство). Элементы
переходят один в другой.
5. Бардо высшей реальности.
Сияющее Бардо высшей реальности охватывает все последующие посмертные явления
сияния естества Духа, которые проявляются как звук, цвет и свет. В этом Бардо
возникают галлюцинации, соответствующие кармическим склонностям умирающего. Мир
объектов символичен и отражает лишь то, что находится внутри нас. Реальность,
характеризующая Бардо высшей реальности, - это реальность сознания. Мысли
предстают здесь как нечто реальное, фантазия приобретает зримые формы.
6. Бардо становления, или Бардо рождения.
Кармическое Бардо рождения является действительным промежуточным состоянием и
продолжается до нашего следующего рождения. Бардо становления, или Бардо
рождения, характеризуется мощным потоком кармы, уносящим умершего к "вратам
материнского чрева". Из этой области невозможно движение назад - оно отрезано
интенсивным стремлением вниз, в сферу нового рождения, желанием жить и быть
рожденным.
Шведский теолог и философ Э. Сведенборг описывает промежуточные состояния
следующим образом:
"Начальное состояние человека после смерти равнозначно его состоянию в миру. Он
обладает той же формой лица, подобной речью и самовыражением, следовательно,
той же моральной и гражданской сутью. Поэтому он ошибочно полагает, что еще
находится в миру, если он не обращает внимания на происходящее с ним и на то,
что ему сказали ангелы при пробуждении, что он теперь дух. Таким образом
вытекает одна жизнь из другой, и смерть - это только переход...
Последующее посмертное состояние человека выражает его внутреннее существо; он
погружается вовнутрь себя, где находятся его духовные силы, его мышление и воля,
в то время как внешнее проявление первого состояния погружается в сон... В
этом втором состоянии проявляется, каким был человек в миру. Был он хорошим, то
он действует разумно и мудро, даже гораздо мудрее, чем в миру, так как он
освобожден теперь от оков тела и, таким образом, от земных дел... Был он злым,
то он действует безрассудно и неразумно, гораздо безрассуднее, чем в миру, так
как он теперь свободен и не связан моральными устоями...
Третье состояние человека после смерти или состояние его духа - состояние
наставления".
Таким образом, мы прослеживаем удивительную параллель между описанием Бардо
смерти в тибетской традиции и в западной теологии.
Шанс духовного роста
Промежуток (свободное пространство) между этими шестью Бардо дает нам наивысшую
возможность просветления. Шанс к просветлению дается нам непрерывно в течение
нашей жизни, смерти и жизни после смерти. Наша задача - применить наши знания
для использования этих возможностей.
Все периоды Бардо являются периодами крайней неуверенности. Если мы рассмотрим
жизнь, то заметим, что все вокруг нас не имеет постоянства. Все вокруг меняется,
и любой кризис повергает нас в состояние паники, страха и неуверенности. Это
состояние неуверенности, которое нам уже знакомо из нашей повседневной жизни,
становится интенсивнее после смерти, так как наше восприятие духовной ясности
или смятения "сильнее в семь раз", как говорят буддийские мастера. Мы в
состоянии представить себе Бардо уже при жизни, если будем наблюдать
внимательно и непредвзято. Нам откроется, что мы постоянно находимся то в
состоянии духовной ясности, то в состоянии смятения. Эта изнуряющая смена между
ясностью и смятением, пониманием и дезориентацией, уверенностью и
неуверенностью, душевным здоровьем и невменяемостью и есть состояние Бардо. При
внимательном рассмотрении мы замечаем, что между сменой всех вышеперечисленных
состояний открывается свободное пространство, дающее нам возможность к коренным
изменениям, при условии, что мы эти свободные пространства видим и узнаем. Так
как наша жизнь в конечном итоге является непрерывным потоком рождения, смерти и
нового рождения, то мы постоянно находимся в промежуточных состояниях. Каждое
мгновение нашей жизни - это опыт в Бардо. Чем чаще мы замечаем и понимаем, что
все переходы и свободные пространства предлагают нам удивительные возможности к
познанию и глубокому перевороту, тем лучше мы внутренне подготовлены к мощному
и неконтролируемому процессу смерти.
Максимальная возможность освобождения достигается человеком сразу после смерти.
Вскоре после того появляются видения, изначальный ослепительный свет постепенно
тускнеет и дробится, а видения становятся все более жуткими. Истинное
просветление умерший испытывает не в конце Бардо, а в его начале, в момент
смерти, после чего начинается погружение в область иллюзий и неведения,
постепенная деградация, завершающаяся новым рождением в физическом мире.
Духовная вершина достигается человеком в момент завершения жизни; следовательно,
жизнь - есть средство для достижения высшего совершенства; именно она
порождает карму, открывающую человеку возможность обрести Просветление
(состояние Пустоты) и прервать цепь рождений.
|
|