|
Жрецы должны были наказать еретиков. Началась война.
Отступники решили покинуть леса. Уходя, они унесли с собой ветви священных
деревьев. Ветви их деревьев не нуждались в крови, они даровали жизнь. Ушедшие
учились выживать, сражаться и лечить. Они учились опыту других народов и
делились своим.
Покидая прежнее место жительства, они оставляли там своих единомышленников -
ветви клана, которые указывали путь желающим последовать за ушедшими.
Впереди клана двигались разведчики, укоренявшиеся на новых местах и
подготавливавшие почву для прибытия основного отряда. Эта дорога, растянувшаяся
на века, называлась "потоком", и члены клана - "ветви потока", "ветви дерева" в
бурлящем потоке жизни, плыли вперед, прибиваясь к новым берегам. Это был долгий
и трудный путь.
Тогда же возник культ Хранителей Знания. Это были особые люди потока, знания
и могущество которых превращали их в скалу. В районе, из которого клан уходил,
следуя течению реки жизни, оставались Хранители Знания - "скалы на пути потока".
Они принимали на себя заботу о следующих за "Ветвями дерева" друзьях и
противостояли ударам преследующих клан врагов. Люди клана знали, как отыскивать
Хранителей Знания, являющихся "скалами на пути потока", даже не будучи
знакомыми с ними. Хранитель Знания всегда отличался от своего окружения
некоторыми особенными чертами своей жизни.
Но были и другие Хранители Знания. Их называли "Песок на берегу". Они
растворялись среди чуждых им народов, как затерявшиеся среди других песчинки.
Они развивали традиции "Ветвей дерева" без доступа к ним новичков, без влияния
на них как идущих следом, так и живущих здесь.
"Идущими впереди" называли Хранителей Знания, опережающих основное
продвижение ветвей клана. Эти люди отыскивали сподвижников и подготавливали их
к принятию новой философии, нового мировоззрения, нового уклада жизни.
Благодаря им люди клана, прибывая на новое место жительства уже имели поддержку
в лице новообращенных.
"Живущие в потоке" - это Хранители Знания, которые не вели активной
деятельности, совершенствуя и дополняя те области знания, которые испытывали в
этом необходимость, Символ дерева присутствовал и в классификации людей клана.
К корням дерева относились Посвященные и Хранители Знания, сохраняющие святая
святых - философское осознание дерева жизни.
Стволом дерева был костяк клана, помогающий выживанию "Ветвей дерева",
состоящий из рядовых членов - воинов. купцов, врачей. Косвенным образом к нему
относились сочувствующие и поддерживающие клан элементы местного населения,
люди, тянущиеся к учению клана, пусть даже преследуя при этом свои собственные
цели.
Ветви располагались на стволе так же, как и у живого дерева, по мере
вырастания. Так, к верхним ветвям относились дети, к средним - родители, а к
нижним - люди старшего возраста.
Наверно, ни в одном из людских сообществ женщина не занимала столь высокого
положения и социального статуса, как в клане "Ветвей дерева". Для Спокойных
женщина была священна, она была существом, дарующим жизнь, дающим плоды, как и
само дерево жизни.
Обожествление женщины не снимало, однако с нее забот и проблем, выпадавших на
долю клана. Все члены клана были равны, и женщины становились воинами, лекарями
и философами наравне с мужчинами, и то, что они рожали детей, не препятствовало
их деятельности. Материнство продолжалось лишь около года, в период кормления
грудью. Затем, как я уже тебе рассказывал, ребенок передавался из "руки" в
"руку", состоящую из пяти человек (включая ребенка), среди которых он проходил
очередной этап получения надлежащих знаний и воспитания.
Проблема современного общества заключается в том, что оно всерьез не
задумывается о различии между воспитанием и выращиванием. Большинство родителей
именно выращивают ребенка, полагая, что воспитывают его, но в действительности
они лишь механически копируют действия своих родителей, впоследствии предъявляя
претензии к школе и учителям за то, что те не смогли правильно обучить и
воспитать ребенка. Но школа прямо не заинтересована в воспитании. Учителя в
основном желают лишь получать зарплату, сохраняя, по мере возможности, свою
нервную систему, расшатанную от общения с ежедневно терзающими их монстрами...
Ли замолчал. Мне показалось, что в его взгляде мелькнуло сожаление.
Я вспомнил свой школьный опыт. Действительно, о воспитании тут было трудно
говорить, если, конечно, не считать воспитанием традиционные монологи учителей
о необходимости быть честным и трудолюбивым, как истинный пионер - всем ребятам
пример, или, немного позже - как настоящий комсомолец. Пожалуй, это все-таки
было не воспитание, а не очень удачная попытка промывки мозгов.
Я представил себя сыном клана. Что было бы со мной, если бы меня отняли от
матери, как только я перестал сосать грудь? Каким бы я стал?
Я очень любил свою мать, и знал, что она искренне отдавала мне всю свою любовь,
но я уже в семи-восьмилетнем возрасте чувствовал, насколько внушаемые ею мне
истины далеки от реальной жизни, и как расходятся слова и поведение родителей.
Их знания и убеждения не помогали им даже элементарно ладить друг с другом...
Мысленно попросив прощения у матери, я твердо решил, что если бы мог выбирать,
я предпочел бы родиться в клане...
Потом мои мысли перенеслись к людям дерева. Сознание сужалось, и я
автоматически входил в медитацию осознания нити жизни. Представление о том, что
я - сын клана словно унесло меня на тысячелетия назад. Смутные обрывки неясных
видений мелькали у меня перед глазами, неопределенные, но очень яркие
переживания мимолетно захватывали меня, уступая место другим, столь же
|
|