|
крепляется и тренируется в процессе
правильно выполняемой работы.
Затем Учитель дал мне несколько рекомендаций, которые я должен был использовать
на следующий день, натягивая проволоки шпалеры на винограднике.
Если раньше я на этой работе, как и все городские студенты, старательно
сачковал, следуя народной (правда уже советской) мудрости: «где бы ни работать,
лишь бы не работать», то после разговора с Ли я выполнил почти три нормы. Его
советы полностью переменили мое отношение к работе, которая из скучного,
монотонного и бессмысленного труда среди холода и грязи превратилась в
увлекательное упражнение, требующее предельного внимания и концентрации.
Я натягивал проволоку не двумя руками, как раньше, а одной, и четко закручивал
крепления. Следуя указаниям Учителя, я принимал определенные позиции,
контролировал мыслительный процесс, исключая посторонние мысли, и направлял его
на созидание и совершенствование моих движений и стоек. Надо сказать, что
никогда раньше я не испытывал такого наслаждения от работы, как то, что я
почувствовал тогда, стоя по колено в грязи, но ощущая, как растут мои искусство
и самоконтроль.
Впоследствии я научился любую тяжелую работу превращать в упражнение и
выполнять ее с удовольствием и легкостью за счет психологической
ориентированности на совершенно другую деятельность, то есть воспринимая работу
как упражнение по самосовершенствованию.
Одним из краеугольных камней учения Шоу-Дао является формирование у ученика
навыка превращения любого вида деятельности в упражнение по
самосовершенствованию. В частности, занимаясь чем-то, он старается находить
интересные аспекты в этой деятельности, устраивает соревнование с самим собой и
т. д.
Закончив объяснять, как я должен буду работать на следующий день, Ли,
вернувшись к теме поговорок, неожиданно произнес:
– Помнишь пословицу: «нужно, как телеге пятое колесо»? А сейчас скажи мне, в
каком случае телеге действительно нужно пятое колесо.
Неожиданно для самого себя я, словно по наитию, почти мгновенно ответил:
– Когда оно рулевое. Телега с пятым колесом превращается в автомобиль.
– Знаешь, почему я общаюсь с тобой? Потому, что у тебя нестандартное мышление,
– сказал Ли. – Ты совершенно прав. Телега с пятым колесом – это телега
принципиально другого уровня. Человек со стандартным мышлением не способен
оторваться от конкретных образов, конкретных связей. Он всегда идет по
привычному, наиболее легкому пути, который, как правило, заводит его в тупик.
Такой человек не думает сам, он ищет готовые решения и рецепты, которые
предлагают ему родители, общество или авторитеты. Пословицы – один из таких
рецептов. Гораздо легче считать, что пятое колесо в телеге абсолютно не нужно,
чем изобрести автомобиль. Люди с нестандартным мышлением встречаются достаточно
редко и уже поэтому представляют собой ценность.
Общество определяется его отношением к пословицам. В тоталитарных обществах
людям предлагают пословицы только одной стороны, в демократическом обществе
могут сосуществовать две стороны одной и той же мудрости.
В то же время существуют и общества третьего типа. Они малочисленны, и члены
этих обществ следуют так называемому «срединному» пути. Это путь избранных,
путь тайных кланов, путь людей, наиболее мудрых именно потому, что они не
разделяют и не отстаивают ни одну из существующих точек зрения, объединяя их в
одно целое и находя истину в виде результирующей всех возможных взглядов на мир,
знаний и учений. Срединный путь, которому они следуют, можно назвать
результирующей всех возможных путей, и потому это путь истины.
Любой путь, любой лозунг, любую идею можно извратить и превратить в ничто, если
возвести ее в культ и доверить претворение идеи в жизнь людям, которые будут на
ней паразитировать.
Самая гуманная и самая лучшая идея превращается в свою противоположность, когда
группа людей обращает ее себе на пользу, и тогда эта идея становится средством
угнетения для всех остальных.
Именно поэтому клановый путь является способом выживания для немногих – самых
умных и самых лучших людей. Конечно, любой человек со стороны может сказать:
«Они лишь считают себя самыми умными и самыми лучшими, но это обыкновенный
снобизм».
На это можно ответить лишь одно: люди клана идут по пути хоть какого-то
самосовершенствования, одновременно развивая себя и совершенствуя все грани
своей жизни, чтобы стать мудрыми, счастливыми и свободными, в то время как
другие не заботятся об этом и совершенствуют либ
|
|