|
практика» и включалась в учебный
процесс).
– Наверняка ты помнишь про работу несколько нелицеприятных пословиц, – сказал
Ли, – тех пословиц, которые у всех на слуху, но не вписываются в ряд официально
признанных поговорок типа «без труда не вынешь и рыбку из пруда».
– Кто не работает, тот не ест, – выпалил я.
– Это не пословица, а лозунг большевиков и их идеологическое оружие. Если
хочешь еще одну официальную поговорку – пожалуйста: «никогда не откладывай на
завтра то, что можно сделать сегодня». А теперь вспоминай неофициальные
варианты.
– Если хочется работать, ляг, поспи, и все пройдет.
– Это скорее присказка-речитатив, чем пословица. Подумай еще.
– Работа не волк, в лес не убежит.
– Вот это настоящая народная пословица, – похвалил меня Ли. – И эта поговорка
показывает другую грань, другую сторону медали, противоположную официально
принятой. Ни одна из этих граней не отражает истину, а народная мудрость только
тогда может быть мудрой, когда она предлагает два выхода. В данном случае, с
одной стороны – работа, с другой – отказ от нее. Здесь предлагаются две
крайности, диаметрально противоположные взгляды, но истина всегда лежит
посередине.
Я расскажу тебе древнюю притчу о труде и безделье, которая отражает
противоположные представления о работе и которую можно трактовать по-разному...
Встретились однажды в пути два монаха и, чтобы скоротать время, затеяли
разговор о труде и безделье.
Один из них утверждал, что в поднебесье лишь труд в почете, другой же настаивал
на том, что люди больше ценят лень и безделье.
Спорили они, спорили и решили обратиться к первому встречному, чтобы рассудил
их и сказал, кто из них прав, а кто – нет.
Смотрят – идет по дороге крестьянин. Подошли к нему монахи и попросили стать
судьей в их споре.
Крестьянин не заставил долго себя уговаривать и велел монахам задавать ему
вопросы по очереди.
– Дорог ли тебе твой труд? – спросил крестьянина первый монах.
– Мне-то он дорог, а вот людьми не ценится. Тяжек мой труд, но платят за него
мало, – ответил тот.
Настала очередь второго монаха задавать вопрос.
– Если бы ты имел выбор – работать или не работать, в обоих случаях получая
одинаковый доход, чтобы ты предпочел? – поинтересовался он.
– Я сделал бы то, что и любой другой смертный на моем месте, – ответил
крестьянин.
– А если бы все были трудолюбивы, захотел бы ты жить в таком мире? – спросил
первый монах.
– Если бы все любили труд, то никто не хотел бы его облегчить. Нет, не хочу я
жить в таком мире, – сказал крестьянин.
Так и проиграл спор трудолюбивый монах. Надо было ему задавать другие вопросы...
Долго еще Ли говорил об отношении к работе Воинов Жизни и объяснял мне, как они,
избегая крайностей, находят в каждом конкретном случае свой «срединный путь».
Вкратце это сводилось к тому, чтобы работать и не работать одновременно,
выполняя только то, что действительно необходимо сделать, не затрачивая времени
на ненужные усилия; необходимую работу выполнять как можно лучше и быстрее,
доводя это выполнение до совершенства, и одновременно использовать работу как
упражнение по саморазвитию и извлекать из нее наслаждение интеллектуальное – от
выбора наилучших решений, эмоциональное, так как это входит в упражнения «Вкуса
жизни», и физическое, так как тело
|
|