|
Глава 2
Круги ложного знания
Полночные прогулки с Ли стали традицией. Я встречался с ним около
одиннадцати-двенадцати часов ночи иногда в каком-нибудь парке, иногда у
памятника Ленина. Мы бродили по опустевшим улицам, описывая большие круги по
городу, и беседовали на разные темы. Эти беседы подготавливали меня к
восприятию учения Шоу-Дао и, одновременно, являлись своеобразной проверкой,
чтобы понять, подхожу ли я в качестве ученика.
Беседы начинались самым обычным образом. Мы говорили о каких-то событиях
минувшего дня, потом, сама по себе, всплывала некая отвлеченная тема для
разговора. Однажды, не помню по какому поводу, я упомянул, что собираю
пословицы, поговорки и народные песни, поскольку в них заключены народная
мудрость и опыт, которые могут помочь лучше ориентироваться в жизни.
Ли засмеялся и сказал в свойственной ему манере все ставить с ног на голову:
– Это не мудрость, это человеческая глупость. Все изречения уважаемых людей –
это частицы глупости. Так называемые мудрые изречения – только осколки истины,
настолько крошечные, что они перестают эту истину отражать и, являясь
искажением истины, они обращаются в ложь. Истина потому и недостижима, что она
многогранна, и только все осколки истины, собранные в единое целое, совмещенные
со всех сторон и включающие в себя все грани жизни, позволяют создать
представление о ней. Существуют две стороны медали, но истина всегда заключена
между ними.
– Но ведь не могут быть глупостью все до одной пословицы и все изречения
мудрецов. Иногда встречаются довольно здравые мысли, – возразил я. –
Большинство людей считает, что в них действительно заключена мудрость, и
ссылается на них. Конечно, есть довольно глупые изречения и пословицы, но в
основном они кажутся не лишенными смысла.
– Ты сам ответил на свой вопрос, – сказал Ли. – Изречения, пословицы или
поговорки именно кажутся не лишенными смысла, хотя многие так называемые
«мудрые изречения» доходят до идиотизма в своей погоне за формой и рифмой, за
внешним блеском или за «острым словом».
Используя твои любимые поговорки, можно сказать: «ради красного словца не
пожалеешь и родного отца» – ради формы убивается истина. Это свойственно
человеку. Ради внешнего теряется внутреннее. За формой исчезает суть. Ради
истинной веры строят храмы, которые ее погребают. Религия умирает в замке из
камня. Возникает ситуация, когда ритуал заменяет ум, заменяет суть, мысль,
чувства, когда следование за лозунгом подменяет смысл самого лозунга, и лозунг,
вырванный из контекста учения, становится палачом учения, кинжалом, который это
учение убивает.
Ли предложил мне называть различные пословицы и тут же объяснял, в чем
заключается глупость каждой из них, и почему в большинстве случаев они
неприменимы из-за того, что не полностью освещают ситуацию. Он объяснил, что
каждая пословица относится к определенной конкретной ситуации, которая ее
породила, и что она демонстрирует только один способ взгляда на мир.
– Мало того, – сказал Ли, – что этот опыт народа, так называемая народная
мудрость, на самом деле не является мудростью, она еще больше обессмысливается
тем, что власть имущие, то есть само общество, пытаются задавить, уничтожить те
крохи знания и опыта, которые не выгодны для этого общества и власть имущих, и
которыми может воспользоваться человек, пытающийся выжить в этом обществе и
существовать в нем с максимальным комфортом и удовольствием.
Чопорное общество отвергает ту сторону медали, которая не отвечает его внешнему
лоску, и оставляет только выгодные для него пословицы и изречения.
Именно эти, официально одобренные сентенции печатаются в книгах и учебниках, о
них в первую очередь узнают дети, и эта односторонняя, вырванная из контекста
«народная мудрость» засоряет мозги подрастающего поколения. Так само общество
формирует людей, заранее ущербных и не готовых к реалиям жизни.
– Назови какую-нибудь тему, – предложил Учитель, – и вспомни пословицу на эту
тему, но не официальную пословицу, а такую, которая распространяется скорее как
шутка.
– Работа, – сказал я, – вот мы сейчас с тобой болтаем, а завтра мне надо встать
в 7 часов утра и ехать на натяжку шпалер на винограде (это было что-то вроде
«картошки»: работа, на которую должны были выезжать студенты, но в
сельхозинституте она называлась «сельхо
|
|