|
декларируемая цель (в которую они сами свято верят) маскирует подсознательную
цель (которую они на сознательном уровне категорически не признают, потому что
относят ее к категории «неблагородной», «непристойной» или «эгоистичной»).
Любопытная особенность ловушки самосаботажа заключается в том, что действия
попадающихся в нее людей саботируют не только сознательно поставленную, но во
многих случаях и бессознательно поставленную цель.
Например, в случае с матерью из предложенного выше примера сознательно
сформулированная цель — обеспечить сыну дома спокойную атмосферу для учебы.
Подсознательная цель матери — не потерять сына, сделать так, чтобы он
любил ее и проводил как можно больше времени рядом с ней.
Тем не менее, действия матери саботировали обе цели, поскольку сын вообще
ушел из дома, не вынеся постоянного контроля матери.
Любопытным примером попадания в ловушку самосаботажа является даосская
притча о сокровенных желаниях.
Решил однажды голубой черт из Большой пещеры стать святым и прославиться
добрыми делами. Надел на себя самые красивые одежды и разослал во все концы
Поднебесной своих родственников и знакомых с вестью о том, что он берется
исполнять самые сокровенные людские желания.
Скоро к пещере, где жил черт, потянулись вереницы людей, жаждущих получить
обещанное.
Первым предстал перед чертом бедный крестьянин. Только хотел обратиться к
нечистому со своей просьбой, как черт и говорит:
— Ступай домой. Твое желание исполнено.
Вернулся крестьянин домой, стал искать мешки с золотом и серебром, как
вдруг видит — идет к его дому сосед, а на плечах у него вместо своей
собственной — кабанья голова, глазами вращает, да клыками щелкает. Ужаснулся
крестьянин: «Неужели у меня такие желания?»
После крестьянина подошла к черту старая женщина, неся на спине мужчину с
высохшими ногами. Положила его у ног черта и говорит:
— Исполни заветное желание моего сына. До конца жизни буду благодарна тебе.
Посмотрел черт на мужчину, а у того и руки отсохли. Заплакала, заголосила
старая женщина:
— Что ты натворил, проклятый! А черт и говорит:
— Как же мне быть, если он с детства хотел, чтобы у него и руки отсохли,
тогда ты не сможешь заставлять его короба плести и кормить будешь из своих рук.
Делать нечего. Взвалила мать сына на плечи и пустилась бегом из пещеры,
пока сынок еще чего-нибудь не пожелал.
Так и не стал черт святым. Недобрая слава о нем пошла. Но в этом он сам
виноват. Уж кто-кто, а черт должен бы знать, что исполнение сокровенных желаний
не всегда желанным оказывается.
Эта притча показывает, что люди далеко не всегда отдают себе отчет в том,
чего они действительно хотят, то есть сознательно декларируемая ими цель не
совпадает с целью, поставленной их подсознанием. В этом случае подсознание
будет заставлять человека действовать таким образом, чтобы саботировать
сознательно поставленную цель.
Известно достаточно случаев, когда парализованные люди не могли двигаться
в силу чисто психологических причин, физически они были полностью здоровы.
Сознательно они мечтали снова начать ходить, но подсознание запрещало им делать
это, поскольку в глубине души эти люди опасались, что став здоровыми они должны
будут выполнять ряд пугающих их обязанностей — зарабатывать деньги, самим
заботиться о собственном благополучии и т.д.
Бывает и так, что за сознательной целью скрывается не одна подсознательная
цель, а две и три подсознательные цели, также саботирующие друг друга.
Именно такая ситуация сложилась в случае женщины и ее сына. За
сознательной целью обеспечить сыну спокойную обстановку для учебы и
подсознательной целью добиться того, чтобы сын проводил с ней как можно больше
времени, скрывалась еще более сильно выраженная подсознательная цель —
стремление обладать абсолютной властью в семье и полностью держать сына в своих
руках. Эта цель заставляла женщину саботировать ее первые две цели, и в итоге
третья цель тоже не осуществилась.
Контрприемом является периодический и по возможности объективный анализ
своих целей, действий, совершаемых для достижения этих целей и результата
действий, совершаемых для достижения целей.
Если, несмотря на все усилия, поставленная цель не достигается, это значит,
что вы выбрали неправильный способ ее достижения. Лучший способ выбраться из
ловушки самосаботажа — экспериментировать с новыми подходами и немедленно
отказываться от не приводящего к желаемому результату стиля действий.
Ловушка бессмысленного страдания
Вероятно, вы замечали, что некоторые люди страдают из-за вещей, на которые
другие люди вообще не обращают внимания, а то и используют их, как повод
посмеяться над самими собой. В жизни не так уж много серьезных поводов для
страдания, таких, например, как тяжелая болезнь или смерть.
Как бы странно это ни звучало, страдание — это тоже привычка. Гораздо
проще ощущать себя жертвой, чем принимать ответственность за собственные
чувства и за последствия своих действий. Привычка к страданию, как правило,
|
|