|
улучшить условия существования низших социальных классов. Глубоко религиозный
человек, он все-таки понял, что самой главной заботой в отношении бедных
является улучшением их физического существования. План, который он осуществлял
на небесном плане с большим успехом, тщательно и во всех подробностях, часто
поглощал его внимание при жизни, хотя он не имел возможности его выполнить. Он
думал, что, обладая большим состоянием, лучшее, что можно сделать, это
приобрести и монополизировать одно из второстепенных предприятий, находившееся
в руках трех или четырех фирм. Он надеялся таким путем, благодаря отсутствию
конкуренции, сделать большую экономию и дать рабочим более высокий заработок,
не повышая продажных цен. Из остальных его проектов был один, состоявший в
покупке земли с целью построить на ней окруженные садом домики для своих
рабочих. По прошествии известного числа лет рабочий получал право участия в
прибылях предприятия, будучи, таким образом, на старости лет застрахованным от
нужды. Таким путем он надеялся доказать, что христианство может соединяться с
самыми практическими идеями, а с другой стороны, привлечь к своей собственной
вере души рабочих, признательных за благодеяния.
Можно привести и еще аналогичный случай, а именно с индусским принцем,
идеалом которого был венценосный и божественный Рама. Взяв его за образец, он
старался подражать ему в своей жизни и методах правления. Естественно, что на
Земле встречались всевозможные препятствия, повлекшие неудачи многих проектов,
тогда как в небесной жизни все шло хорошо. Всякое доброе намерение венчалось
успехом. Само собою разумеется, что сам Рама являлся для принца указателем и
советником и пользовался постоянным благоговением своих почитателей.
Личная религиозная деятельность показана в трогательном и интересном
рассказе об одной бывшей монахине трудового, а не созерцательного ордена.
Правила её жизни были основаны на священном тексте: “То, что сделали одному из
малых сих, вы сделали Мне”. Пребывая теперь в небесном мире, она вполне
олицетворяла весь божественный закон: не переставала заботиться о больных,
питать голодных, одевать неимущих, но с той особенностью, что каждый, кому она
служила, в её глазах отождествлялся с образом Христа и становился предметом её
поклонения.
Приведем еще весьма поучительный пример двух крайне набожных сестер. Одна
была больна, а другая посвятила всю свою долгую жизнь заботам о ней. На Земле
они часто мысленно искали и решали филантропические и религиозные дела, которые
предпринимали, если имели к тому возможность. Каждая из них занимает первое
место в небесной жизни своей сестры. Больная – здорова и сильна, и каждая видит
свою сестру, содействующую её намерениям. Это является прекрасным примером того,
как светло продолжается загробная жизнь людей с религиозными стремлениями.
Смерть внесла только одну перемену – исключила болезни и страдания, облегчив
таким образом их положение.
На этом же уровне встречаются проявления миссионерской деятельности, в
которой представлены большая воля и отречение. Обычно миссионеры – невежды и
фанатики и, конечно, не поднимаются так высоко, но некоторые, с более сильным
характером, такие как Левинсон, могут туда попасть. Они посвящают себя цели,
которая им дорога, и обращают многих в ту религию, проповедниками которой
являются. В этом отделе я приведу один из самых удивительных примеров с неким
магометанином. Этот человек воображал себя работающим с крайним усердием над
управлением мира, в соответствии с основными магометанскими принципами. В
некоторых случаях артистический талант также позволяет достигнуть этого уровня,
но здесь нужно установить различие. Артист или музыкант, эгоистически
стремящийся исключительно к известности и руководствующийся чувством
профессионального соревнования, не вырабатывает сил, способных возвысить его до
ментального плана. Наоборот, искусство более возвышенное, представляющее для
артиста могучую силу, хранителем которой он является, служит для духовного
совершенствования его ближних и проявляется в высоких областях и даже в пятом
подплане. Из этих двух противоположностей люди, любящие чистое искусство и
смотрящие на него как на божественный дар, могут в известных случаях найти
уровень неба, наиболее для них подходящий.
Приведем здесь пример. Один религиозный музыкант смотрел на свои
бескорыстные старания как на дар Христу, не сомневаясь в чудесных действиях на
ментальном плане его возвышенных музыкальных произведений. Его воодушевление не
будет напрасным, так как без его ведома оно приносит многим сердцам радость и
облегчение, и доставит ему в будущем воплощении более горячую веру и более
могучий музыкальный гений. Но подобный вид небесной жизни повторяется почти
бесконечно, если в человеке нет более возвышенного желания, как служить
человечеству. Если мы обратимся назад, к трем планам, о которых мы только что
говорили, то заметим, что они дают удовлетворение личного самопожертвования,
проявленного для семьи, друзей или божества. Значительно превосходящее
удовлетворение при самопожертвовании, проявленном в более широком смысле, по
отношению к самому человечеству. Последнее имеет место в следующем подплане.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДПЛАН – ЧЕТВЕРТОЕ НЕБО
Это самый возвышенный уровень Рупы. Деятельность в нем так разнообразна,
что трудно найти её общий характер. Быть может, нам удастся разделить ее на
четыре отдела:
* бескорыстное стремление к духовным познаниям;
* философская или высоко научная мысль;
* литературные или артистические таланты, применяемые бескорыстно;
* служение, единственным двигателем которого является радость приносить пользу.
Несколько примеров, на каждый из этих классов, лучше объяснят это деление.
|
|