|
Иногда спрашивают, существует ли на ментальном плане чувство времени:
следует ли там ночь за днем и сон – за бодрствованием?
В мире небесном единственное пробуждение для человека, перед которым
открывается дэваканическое существование, состоит в том, чтобы делаться
прогрессивно более сознательным относительно несравненного блаженства,
характеризующего этот план. Единственный доступный сон состоит в том, чтобы так
же прогрессивно впадать в счастливую бессознательность, когда долгие годы
небесного пребывания приходят к концу. Небо было уже нам представлено как
продление самых счастливых моментов человеческой жизни, блаженство которых
увеличено во много раз. Это определение, как и другие, сформулированные в
физическом плане, оставляет желать лучшего, но несмотря на это, оно значительно
точнее, чем идея дней и ночей. Виды блаженства, по–видимому, меняются до
бесконечности, но смена сна и бодрствования в небесной жизни не имеет места.
* * * * *
Окончательное отделение астрального и ментального тела сопровождается
обычно периодом совершенной бессознательности, продолжительность которого
крайне изменчива: этот период аналогичен тому, который предшествует физической
смерти. Пробуждение, которое приводит ментальное сознание к активному состоянию,
очень сходно с чувством отрешения от сна. Иногда, просыпаясь утром,
отдохнувший человек испытывает приятное чувство удовольствия, хотя мысль еще
бездействует и тело едва подчиняется власти воли. При своем пробуждении в
небесном мире человек так же проходит более или менее продолжительный период
великого все возрастающего блаженства, прежде чем его сознание достигнет полной
своей деятельности. Когда в нем пробуждается это невыразимое счастье, оно
всецело поглощает его, и по мере его пробуждения он видит себя в мире созданных
им идеальных существ, свойства и качества которых соответствуют природе того
подплана, где он оказался.
ШЕСТОЙ ПОДПЛАН – ВТОРОЕ НЕБО
Отличительное свойство этого подразделения – религиозная антропоморфическая
набожность. Набожность этого рода отличается от религиозного чувства,
испытываемого во втором астральном подпланетем тем, что первая лишена всякого
эгоистического побуждения (человек, который её чувствует, совершенно не
заботится о награде), тогда как во втором случае человек бывает движим надеждой
извлечь какую-либо выгоду.
Во втором астральном подплане существует известное религиозное чувство, но
неизменно связанное с эгоистическими расчетами. Наоборот, вера, возводящая
человека в шестой подплан небесного мира, совершенно освобождена от этого
недостатка.
С другой стороны, не надо смешивать эту стадию верования с еще более
высокими формами её проявления, выражающимися в достижении какой-либо
определенной цели, поставленной из любви к Божеству. Несколько примеров выяснят
рельефную разницу, о которой мы говорим.
Мировоззрение многих сущностей, представленных на этом уровне, относится к
восточным религиям. По меньшей мере надлежит, чтобы они отличались сходными
чистыми верованиями, где рассудок и разум играли бы незначительную роль. Сюда
можно отнести поклонников Вишну, воплотившегося в Кришну и в другие формы, и
некоторых приверженцев Шивы. Каждый из них погружен в оболочку своих
собственных мыслей, будучи наедине со своим особым богом, забыв все остальное
человечество, чтобы в его поклонение божеству не примешивалось чувство
привязанности к лицам, близким на Земле. Например, был известен один субъект,
всецело погруженный в экстатическое поклонение образу Вишны, которому при жизни
приносил жертвы. Среди находящихся на этом плане самые характерные примеры
представляют женщины, и притом в очень большом количестве. Так, между ними была
одна индусская женщина, муж которой стал для неё богом. Она воображала себе
молодого Кришну, играющего с её собственными детьми. Последние были очень
реальны и человечны, но маленький Кришна имел вид деревянного образа голубого
цвета, одушевленного искусственной жизнью. В то же время в небесной жизни
Кришна представлялся в иной форме: он имел женственный вид и играл на флейте,
не возбуждая своим двойственным видом ни малейшего смущения или стыда. Другая
женщина, предавшаяся культу Шивы и смешивая бога со своим мужем, видела во
втором как бы олицетворение первого настолько, что принимала одного за другого.
Некоторые буддисты с ограниченным образованием принадлежат к этому же
подразделению: они видят в Будде скорее предмет поклонения, чем великого
наставника. Многие другие обитатели этого уровня ментального плана принадлежат
к христианской религии. Вера без умственного развития, примером которой может
служить вера необразованного католического крестьянина или убежденный и верный
вопль Армии Спасения, приводит к тем же результатам, какие были описаны выше;
то же самое представляет из себя слепое обожание Христа или Божьей Матери. Так,
один ирландский крестьянин, погруженный в страстное обожание Девы Марии,
представлял себе Её стоящей на полумесяце, как на картине Тициана “Успение”, но
простиравшей к нему руки и обращающейся с речью. Один средневековый монах в
экстазе созерцал Христа на кресте, и такова была сила страсти его любви и
жалости, что, видя Его кровавые раны, он силой воображения причинял себе такие
же на ментальном теле.
Другой, казалось, совершенно забыв печальную историю распятия, не
представлял себе Христа иначе, как сидящим на престоле Славы; у ног его –
волнующееся кристальное море; он окружен огромной толпой поклонников, среди
которых находится сам обожатель с женой и семейством. Несмотря на всю глубину
своей любви к семье, преданность Христу в его мыслях занимала первое место.
Однако его представление о Боге было вполне материально: он представлял Его
|
|