|
свойственной.
Если можно так выразиться, то я сказал бы, что черный маг может действовать
на ментальном плане только тогда, когда он забывает, что он черный маг.
Но даже если он это и забудет, он все-таки не будет видим на ментальном
плане никем, кроме лиц, находящихся там сознательно, и никогда (это уже
абсолютно невозможно) он не будет видим существами, наслаждающимися после своей
смерти небесным покоем этой области, потому что каждое из них изолировано в
мире своих собственных мыслей с условием, чтобы ничто извне не могло нарушить
его покоя, – тогда оно находиться в совершенной безопасности.
Таким образом, оказывается вполне правильным прекрасное старинное описание
небесного мира, этого места, “где злые перестают вредить и где души обретают
покой”.
б) Существа, находящиеся во сне или в трансе.
Когда речь идет об обитателях ментального плана, еще воплощенных, то сам
собою возникает вопрос: возможно ли обычным людям во время их сна или лицам
психически развитым в состоянии транса когда-нибудь проникнуть на этот план.
В обоих случаях ответ будет один и тот же: это может случиться, но бывает
крайне редко. Чистая жизнь и чистые намерения представляют непременные условия.
Сверх того, даже если этим лицам и удается достигнуть ментального плана, они
будут далеки от настоящей сознательности и, самое большее, будут способны
воспринимать только некоторые впечатления.
Здесь мы можем припомнить один случай, который произошел во время опытов,
касающихся сознания в состоянии сна и производившихся Лондонской ложей
Теософического Общества (об этих опытах упомянуто в моем маленьком сочинении
относительно сна). Этот случай показывает возможность пребывания на ментальном
плане в сонном состоянии.
Читатель, внимательно следивший за этими опытами, может быть, вспомнит, что
различным категориям лиц была представлена умственная картина прелестного
тропического пейзажа, с тем чтобы проверить, в какой мере они сохранят о ней
воспоминания после пробуждения. Один из наблюдавшихся случаев, как не
относившийся к явлению сна и в силу этого не отмеченный в протоколе этих опытов,
мы сейчас и разберем.
Речь шла об одной особе с очень чистым характером мысли, одаренной ярко
обозначенными психическими способностями, но развитыми без системы.
Когда ей была представлена умственная картина, то результат получился в
высшей степени удивительный. Интенсивность радости и благоговения,
возвышенность и духовность мыслей, вызванных этим дивным зрелищем, были таковы,
что сознание усыпленной особы все целиком перешло в ментальное тело, или,
говоря другими словами, возвысилось до ментального плана; однако из этого не
следует заключать, что субъект с этих пор мог бы наблюдать полную картину
окружающего или понимать истинные условия существования на этом плане – просто
он был в состоянии обычного человеческого существа, попадающего после смерти на
ментальный план. Он был погружен в целое море красок и света, но в то же время
всецело поглощен своими собственными мыслями, вне которых для него ничто не
существовало. Само собою разумеется, что это созерцание сопровождалось зрением
более проникающим, пониманием более живым и интеллектуальной энергией более
активной, что вообще характеризует ментальный план, и при этом глубочайшее
блаженство, о котором мы так часто говорили, было беспрерывным.
Усыпленная особа провела в этом состоянии несколько часов, не сознавая,
казалось, течения времени; когда же наконец она пробудилась, то испытывала
чувство глубокого мира и внутренней радости, которых даже не умела выразить, но
тем не менее она не сохранила никакого воспоминания о происходившем.
Нет никакого сомнения, однако, что подобный опыт, забытый или удержанный
физической памятью, не ускоряет духовной эволюции “я”.
Для того, чтобы решиться на положительное утверждение, следовало бы
произвести достаточное количество опытов, но кажется почти безусловным, что
результат, подобный только что описанному, был бы возможен лишь в том случае,
когда субъектом являлось бы лицо, уже достигшее известной степени психического
развития.
То же самое условие было бы еще более необходимым, если бы речь шла о том,
чтобы какой-либо магнетизированный субъект достиг ментального плана во время
транса. Это настолько верно, что на тысячу обычных ясновидящих вряд ли найдется
хоть один, который мог бы возвыситься до этого. В случаях исключительных, когда
ментальный план уже достигнут, следует, как я уже говорил, не только, чтобы
ясновидящий был превосходно развит психически, но чтобы и жизнь его и намерения
были безусловно чисты.
Кроме того, допуская, что все эти столь редкие условия могут быть налицо
одновременно, остается еще одна трудность, всегда испытываемая неопытным
психистом, когда он желает перевести на язык низшего плана то, что он видел на
плане высшем.
Все эти замечания служат только тому, чтобы показать в настоящем свете
важность одного пункта, на который мы так часто обращали внимание: я хочу
сказать о необходимости тщательного развития всех психистов под управлением
опытного наставника, прежде чем будет возможно относиться с верой к их
сообщениям.
2. Невоплощенные.
Прежде чем приступить к подробному рассмотрению условий, в которых
находятся невоплощенные существа, пребывающие в различных подразделениях
ментального плана, весьма важно четко уяснить разницу между уровнями Рупа и
Арупа, о которых мы говорили раньше. На первом человек живет исключительно в
|
|