|
Попробуем теперь описать обитателей ментального плана. Может быть, разумно
было бы разместить их в три большие класса, как это сделано в сочинении
“Астральный план”:
* Существ человеческих;
* Нечеловеческих;
* Искусственных.
Хотя, вообще говоря, здесь подразделения будут менее многочисленны, так как
низший план населен человеческими страстями, не находящими себе место на уровне
ментального плана.
СУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Совершенно таким же образом, как при изучении астрального мира, и здесь
будет полезно подразделить человеческие существа ментального плана на две
группы: тех, которые еще привязаны к физическому телу, и тех, которые более им
не обладают, – то есть на живых и мертвых, как к сожалению их привыкли
неправильно называть.
Самый незначительный опыт относительно высшего плана достаточен, чтобы
вполне преобразовать идею, которую изучающий составил себе относительно
изменений, являющихся результатом смерти. С того момента, как его сознание
открывается для астрального плана и идет дальше, открываясь для плана
ментального, он замечает, что полнота истинной жизни есть такая вещь, которую
никогда нельзя испытать в нашем мире, и что, расставшись с миром физическим,
вместо того, чтобы покидать истинную жизнь, мы именно направляемся к ней.
Наша речь не обладает терминами, удобными и точными для выражения этих
условий существования. Возможно, только слова “воплощенный” и “невоплощенный”
смогут ближе передать некоторое представление об этих состояниях.
Итак, рассмотрим сначала тех обитателей ментального плана, которых можно
отнести к первой из упомянутых нами групп.
1. Воплощенные.
а) Лица, находящиеся в бодрствующем состоянии.
Те человеческие существа, которые, еще будучи связаны с физическим телом,
могут тем не менее в полном сознании и в полной активности находиться на
ментальном плане, бывают неизменно или адептами, или их посвященными учениками.
Если только изучающий не получил от своего наставника указаний относительно
способа пользования ментальным телом, то он не способен свободно пребывать даже
на низших уровнях этого плана. А чтобы быть активным и сознательным на высших
уровнях во время физической своей жизни, нужно быть еще более развитым, так как
для человека эта способность является синонимом единения. Другими словами,
переставая быть здесь простой личностью, на которую более или менее влияет
индивидуальность, находящаяся выше ее, он становится этой индивидуальностью.
Заключенный в тело, парализующее ее, он тем не менее обладает в себе самом
силами и познаниями очень развитого “я”.
Упомянутые нами адепты и посвященные представляют для человека, достигшего
возможности их различать, несравненное зрелище:
* Они ему являются в виде блестящих сфер, сверкающих разными цветами.
* Отстраняют от себя всякое дурное влияние.
* Воздействуют на всех, приближающихся к ним, как солнце на цветы.
* Разливают вокруг себя мир и счастье, испытываемые часто даже теми, кто их
самих и не видит.
Именно в небесном мире большею частью и совершается наиболее важная работа
адептов, особенно на высших уровнях, где можно влиять на индивидуальность
непосредственно. С этого-то плана они разливают в интеллектуальном мире
наиболее могущественные духовные потоки. Здесь также получают начало, благодаря
их стараниям, все виды великих и полезных движений. Именно на этом уровне
большею частью распределяется духовная сила, освобождаемая благодаря высшему
отречению нирманакайев. Здесь, наконец, некоторые достаточно развитые ученики
непосредственно получают наставления, так как здесь наставления даются более
легко и полно, чем на плане астральном. Ученики, все еще упражняя свою
активность, под всеми её многочисленными формами, проводят, сверх того, великую
работу среди тех, кого мы называем умершими, но об этом мы поговорим в другом
разделе.
Наблюдатель с удовольствием удостоверяется в почти совершенном отсутствии
той категории обитателей, которая на астральном плане слишком обращала на себя
его внимание. Действительно, в мире, отличительной чертой которого является
альтруизм и духовность, не могли бы найти себе место адепты Черной Магии со
своими учениками, так как способ действия школ Черной Магии весь основан на
эгоизме, и изучение ими оккультных сил основано только на личных соображениях.
Во многих из этих школ интеллектуальность действительно развита очень
сильно, и вследствие этого материя, составляющая ментальные тела, обладает
порой крайней активностью и чувствительностью, но все эти проявления неизменно
связаны с каким-нибудь личным желанием и могут выразиться только в низшей части
ментального тела, почти неразделимо перепутанной с астральной материей.
Как необходимое последствие такого ограничения, активность этих лиц не
может выразиться вне плана физического и астрального. Может, конечно, случиться,
что человек, вся жизнь которого носит характер зловредный и эгоистический,
все-таки время от времени посвящает некоторые минуты чисто отвлеченной мысли.
Тогда он способен даже воспользоваться своим ментальным телом, если только он
научился им управлять.
Но как только является на сцену элемент личный и укрепляется желание
достигнуть какой-либо дурной цели, то мысль перестает быть отвлеченной и
человек снова оказывается действующим в материи астральной, столь ему
|
|