|
чтобы то, что он думает, было хорошим.. Как только мы вспомним, как только мы
придем в себя, мы должны тотчас же попытаться помешать ему мыслить.
Во всяком случае, что хорошо или плохо — подобная мысль не откроет Америки.
Как вам трудно в этот момент не напрягать свою ногу, так же трудно не
стараться думать «о ней». Но это возможно.
Возвратимся к упражнениям: те, кто выполнит их, могут вернуться ко мне за
другими, но сейчас их у вас достаточно.
Вы должны работать с настолько малыми частями своего тела, насколько это
возможно. Ваш принцип должен заключаться в том, чтобы сконцентрировать всю
возможную силу именно на тех частях тела, которые выполняют работу, не пытаясь
напрягать другие части.
УПРАЖНЕНИЕ «СТОП»
Париж, 6 августа 1922 г.
Упражнение «стоп» обязательно для всех учеников Института. В этом
упражнении по команде «стоп» или по заранее установленному сигналу каждый
ученик обязан немедленно остановить всякое движение, где бы он ни находился и
что бы он ни делал. Происходит ли это в самый разгар ритмических движений, или
в обычной жизни Института, за работой или за обеденным столом, он обязан не
только прекратить свои движения, а сохранить выражение лица, улыбку, взгляд,
напряжение всех мышц тела именно в том состоянии, в котором была дана команда
«стоп». Он должен сохранять взгляд на той точке, на которую он был направлен в
момент подачи команды. Пока он находится в состоянии прерванного движения,
ученик должен приостановить ход своих мыслей и не допускать какой-либо мысли,
что бы она из себя не представляла. Ему необходимо сконцентрировать все свое
внимание на наблюдении за напряжением мышц в различных частях своего тела,
направляя это внимание с одной части тела на другую, помня о том, чтобы
мышечное напряжение оставалось без изменения, не увеличиваясь и не уменьшаясь.
Таким образом, человек, прекративший движение и находящийся в
неподвижности, не находится в «позе». Речь просто идет о прерывании движения в
момент перехода от одной позы к другой.
Вообще-то мы переходим от одной позы к другой так быстро, что мы не
замечаем позиции, которую мы принимаем в период перехода. Упражнение «стоп»
дает нам возможность видеть и чувствовать наше собственное тело в положениях и
позициях, которые ему полностью не привычны и не присущи.
Всякая раса, всякая нация, всякая эпоха, всякая страна, всякий класс и
всякая профессия располагают определенным количеством поз, которые им присущи,
из которых они никогда не выходят и которые представляют особый стиль эпохи,
расы или данной профессии.
Каждый человек в соответствии со своим индивидуальным характером
заимствует из этого стиля определенное количество соответствующих ему поз и,
как следствие, каждый индивид имеет весьма ограниченное их число. Это можно,
например, видеть в художественном произведении невысокого качества, когда
художник, привыкший механически выражать стиль эпохи и движение расы или класса,
пытается изобразить другую расу или другой класс.
Подобные примеры часто встречаются в иллюстрированных изданиях, где мы
нередко видим людей восточной национальности, изображенных с движениями и
позициями английских солдат или изображения крестьян с жестами и позами оперных
певцов.
Стиль движения и поз каждой эпохи, каждой расы и каждого класса неразрывно
связан с некоторыми формами мышления и чувств. Они настолько связаны, что
человек не может изменить ни форму своих мыслей, ни форму своих чувств, не
изменив свои позы.
Формы мыслей и чувств могут быть названы «позами» мышления и чувства.
Каждый человек обладает определенным количеством интеллектуальных и
эмоциональных поз, так же как и определенным количеством моторных поз. Его
физические, интеллектуальные, эмоциональные позы взаимозависимы. Таким образом,
что человек не может никогда выйти за пределы своего собственного перечня
интеллектуальных и эмоциональных поз, по крайней мере, если его физические позы
остаются без изменений.
Психологический анализ и изучение психомоторных функций, используемых
определенным образом, показывают, что каждое из наших движений, произвольное
или непроизвольное, является бессознательным переходом от одного автоматически
фиксированного положения к другому.
Представить, что наши движения были произвольными, это иллюзия, в
действительности, они автоматические. Наши мысли, наши чувства также
автоматические. Их автоматизм тесно связан с автоматизмом наших движений.
Изменение одного влечет изменение другого. Если, например, внимание человека
направлено на изменение автоматизма мышления, его обычные движения и положения
создадут помеху новому способу мышления, вызвав прежние привычные ассоциации.
Мы не определим, насколько моторные, интеллектуальные, эмоциональные
функции взаимозависимы, даже если мы обнаружим, насколько наше настроение и
наше эмоциональное состояние зависит от наших движений и наших положений. Если
человек принимает позу, которая у него соответствует чувству огорчения или
неприязни, тогда он очень быстро реально почувствует огорчение или непризнь.
Страх, безразличие, и т. д. могут быть вызваны искусственными изменениями поз.
- Так как все функции человека, интеллектуальные, эмоциональные и моторные,
располагают собственным количеством поз и постоянно воздействуют одна на другую,
то из этого следует, что человек никогда не может выйти из своего собственного
|
|