|
радость
от того, что ты будешь чувствовать себя выполнившим свой долг. Поэтому надо
уточнить приведенный мною критерий - радость и свежесть должны возникать именно
от преодоления лености, а не от того, как мы оцениваем это и какие концепции
удовлетворяются этим фактом. Чтобы в этом ясно раз и навсегда разобраться нужна
практика.
Апатия. Если леность - это то, что возникает в отношении какой-либо
деятельности, то апатия - это просто отсутствие влечений, интересов, стремлений.
Я
здесь не рассматриваю патологические случаи, когда апатия - это реакция
отчаявшегося организма на тупую жизнь, полную 4Н и прочих омрачений. Бывает,
что
апатия возникает и у того, кто активно работает по устранению своих глупостей.
До тех
пор, пока не пройдена определенная грань в практике, никто не застрахован от
того,
что в нем не всплывет какое-то застарелое НЭС. Апатию надо научиться устранять.
Скука. Это состояние, когда нет предвкушения, предвосхищения. Скука тоже
бывает здоровая и нездоровая - по аналогии с леностью.
Скепсис. Здесь я не имею в виду здоровый скепсис, необходимый для всякого
научного и честного исследования. Здесь я имею в виду скепсис автоматический, и
в
особенности тот, который проявляется как недоверие к тем переживаниям, которые
начинают возникать в результате устранения своих глупостей. Бывает так, что ты
пережил краткий миг просветления, прилива какого-то переживания непостижимой
свежести и внутренней излучающей радости, а уже через 5 минут начинаешь
сомневаться - а было ли все это вообще? Может это просто мне что-то почудилось?
Такой скепсис очень неприятен, потому что является препятствием для состояния
предвосхищения, которое так благотворно влияет на дальнейшие проявления
просветленных состояний.
Инерция. Существуют разные виды инерции. Например, инерция не-
переживания просветленных состояний. Инерция переживания омраченных состояний.
Утренняя инерция и прочее - каждый человек выделяет те виды инерции, которые
для
него особенно актуальны. В основе инерции лежит не просто механическая привычка
находиться в определенном состоянии - есть и концептуальная подоплека. Есть
такая
концепция, как концепция постепенного перехода между состояниями. Если, к
примеру,
5 минут подряд я испытываю напряжение, то я не могу просто так его взять и
прекратить, я полагаю, что непременно я должен найти какую-то линию
постепенного
перехода к просветленным состояниям. Я хочу как бы поддержать идею
непрерывности "я", которое сейчас омрачено, а будет просветлено. Я хочу
просветления, но я хочу быть не просто просветленным, я хочу быть "самим собой"
просветленным, а "я сам" - это в том числе и та совокупность омрачений, от
которой я
хочу убежать. В этом плавном переходе, конечно же, нет никакой необходимости.
Мы
просто должны выбросить на свалку, устранить омраченное состояние и оказаться
там, где окажемся. При этом мы конечно обнаружим, что никакое "я" не утеряно, а
утеряно только омрачение. Устранив концепцию, мы окажемся в состоянии понимания,
что в любой момент я могу прекратить быть одним и стать другим - нет никаких
ограничений, нет никаких внешних законов природы, регламентирующих каким-то
образом постепенность переходов между состояниями. Нет никакой наследственности,
нет никаких обязательств в отношении омрачений. Даже если я целый день провел в
ужасающем омрачении, это не значит, что прямо сейчас я не смогу оказаться в
просветленном состоянии, но для этого, конечно, надо приложить усилие и
устранить
омрачение.
Утренняя инерция. Этот вид инерции я бы выделил особо. Во время сна наш
контроль над омрачениями ослабевает, и во сне мы зачастую продолжаем делать
глупости - испытывать НЭ и прочее. Поэтому, когда с утра мы просыпаемся, мы
конечно несем на себе груз этих многочасовых омрачений. Надо быть к этому
готовым
|
|