|
сделки в тех местах, куда, особенно в те дни, иностранцев не допускали. Так как
я
относился равнодушно ко всем религиям, меня заинтересовала философия буддизма,
единственная религиозная система, которую, по моему мнению, можно действительно
назвать философской. Поэтому в свободное время я посещал самые замечательные
храмы
Японии и самые значительные и любопытные из девяноста шести буддистских
монастырей Киото. Шаг за шагом я осмотрел Дай-Боотзоо с его гигантским
колоколом,
Дзеонене, Энарино-Яссеро, Ки-Миссоо, Хигадзи-Хонг-Вонси и множество других
знаменитых храмов.
Прошло несколько лет, и за все это время я не только не излечился от своего
скептицизма, но даже и не подумывал о том, чтобы изменить свое мнение по этому
вопросу. Я высмеивал претензии японских бонз и аскетов так же, как я высмеивал
христианских священников и европейских спиритуалистов. Я не верил в возможность
приобретения неизвестных и никогда не изучавшихся людьми науки сил, поэтому я
высмеивал подобные вещи. Особенно смехотворными казались мне слова суеверных и
меланхоличных буддистов, которые учили избегать наслаждений, обуздывать страсти
и
делать себя одинаково нечувствительными и к счастью, и к страданиям для того,
чтобы
приобрести какие-то химерические силы.
Однажды, и этот трагический день навсегда останется в моей памяти, я
познакомился с
почтенным и ученым бонзой, японским жрецом по имени Тамоора Хидейери. Я
встретил
его у подножия золотой Куон-Он, и с того момента он стал моим самым лучшим и
надежным другом. Несмотря на величайшее и искреннее уважение к нему, я никогда
не
упускал возможности посмеяться над его религиозными убеждениями и очень часто
причинял ему боль своими насмешками. Но мой старый друг был мягким и добрым
человеком, каким и должен быть буддист. Мои поспешные саркастические замечания
никогда не возмущали его, и, даже если они были, по меньшей мере, двусмысленны
с
точки зрения приличий, его возражения обычно ограничивались фразой: "Подождите
и
вы увидите сами". Точно также он никогда не мог всерьез поверить в искренность
моего
отрицания реальности существования Бога или богов. Полное значение терминов
"атеист"
и "скептицизм" оставались за пределами понимания этого необычайно умного и
наблюдательного во всем остальном человека. Как некоторые почтенные христиане,
он не
был способен понять, что разумный человек может предпочесть мудрые заключения
философии и современной науки смехотворной вере в невидимый мир, наполненный
богами, духами, джинами и демонами. "Человек -- существо духовное",-- настаивал
он,--
"которое возвращается на землю более чем один раз и между этими возвращениями
его
либо награждают, либо наказывают". Предположение о том, что человек -- лишь
куча
организованной, сконструированной пыли или праха, было за пределами его
понимания.
Как и Иеремия Колье, он отказывался признать, что он сам не более, чем "ходячая
машина, говорящая голова, в которой нет души", чьи "мысли подчиняются законам
движения". Он говорил: "Если мои действия предписаны мне заранее, как вы
утверждаете, у меня не может быть свободы или свободной воли, способной
изменить
направление своего действия, так же как и у воды, протекающей в той реке". Если
бы это
было так, славное учение кармы, учение о вознаграждении добродетели и воздаяние
за
грехи действительно было бы глупостью.
Таким образом, вся гиперметафизическая онтология моего друга основывалась на
шаткой
надстройке метемпсихозиса, на воображаемых справедливых законах воздаяния за
грехи и
других столь же бессмысленных мечтаниях.
-- Мы не можем,-- парадоксально заявил он однажды,-- надеяться на жизнь после
смерти
и наслаждение полнотой сознания, если мы не построим для этого прочный и
надежный
фундамент духовности до нашей смерти... нет, не смейтесь, друг мой, ни во что
не
верящий,-- умолял он меня,-- лучше подумайте, поразмыслите над этим. Тот, кто
никогда
не учился жить в Духе в его сознательной жизни, полной ответственности, вряд ли
|
|