|
следствий,
вызванных вполне определенными, прямыми причинами, причем в основе всего лежит
одна первичная и основная причина, которая и вызвала все последствия. Теперь я
уже
дряхлый старик, но физическая слабость не сказалась на моих умственных
способностях.
Я помню мельчайшие подробности того события, которое стало страшной причиной
столь трагических последствий. И это еще раз доказывает реальное существование
того,
кого мне бы очень хотелось считать порождением моей фантазии -- о, если бы это
только
было возможно -- порождением моей фантазии, мимолетным образом лихорадочного
кошмарного сна! О, это ужасное, тихое, всепрощающее, святое и уважаемое
Существо!
Именно это сосредоточие всех добродетелей наполнило злобой и горечью всю мою
жизнь. Это он вырвал меня из монотонной, но спокойной и надежной колеи
повседневности и заставил меня поверить в жизнь после смерти, сделав мое
чудовищное
состояние еще более ужасным.
Чтобы прояснить ситуацию, мне придется прервать свои воспоминания и сказать
несколько слов о себе. О, как бы я хотел уничтожить этого ненавистного себя!
Я родился в Швейцарии. Родители мои были французами, для которых вся мудрость
мира
была сосредоточена в литературной троице -- Вольтер, Жан-Жак Руссо и Гольбах.
Образование получил в Германии в университете. Я вырос последовательным
материалистом и убежденным атеистом и не мог себе представить, что какое-либо
существо стоит над или хотя бы вне видимой природы и отличается от нее. Поэтому
я
считал химерой все, что не поддается строжайшему анализу наших чувств. Я
утверждал,
что душа, даже если она имеется у человека, должна быть материальной. Согласно
определению Оригена, латинское слово incorporeus -- эпитет, которым он снабдил
своего
бога, обозначает субстанцию, более тонкую, чем та, из которой состоят
физические тела и
о которых мы, в лучшем случае, способны иметь лишь смутное представление. Разве
то, о
чем наши чувства не дают нам ясного представления, может стать видимым или
проявлять себя как либо в наших ощущениях?
В соответствии со своими взглядами я выслушивал с чувством величайшего
презрения
рассказы о зарождающемся спиритизме, а к одобрительным словам о нем некоторых
священников относился с насмешкой, часто граничащей со злостью. И в самом деле,
последнее чувство никогда не покидало меня.
Паскаль в восьмом акте своих "Размышлений" признает, что невозможно с полной
определенностью утверждать о существовании Бога. Как и он, я всю жизнь прибывал
в
полной уверенности, что никакого экстракосмического существа нет. Я повторял
вслед за
великим мыслителем те памятные слова, в которых он говорит: "Я тщательно изучал,
не
оставил ли Бог, о котором говорит весь мир, каких-либо следов. Я искал их везде,
но
нигде ничего не нашел. Природа не может предложить мне ничего такого, что не
вызывало бы сомнений и беспокойства". Также как и он, я не нашел ничего, что
могло бы
разрушить мои убеждения, часто даже более сильные, чем у него. Я никогда не
верил и
никогда не поверю в это верховное существо, но я уже больше не смеюсь над
возможностями человека, о которых так широко говорят на востоке, над силами,
которые
настолько сильно развились в некоторых людях, что по существу сделали их богами.
Вся
моя искалеченная жизнь протестует против отрицания этих возможностей. Я верю в
подобные явления и проклинаю их всегда и везде, что бы их не порождало.
После смерти моих родителей и неудачного судебного процесса о наследстве я
потерял
большую часть своего состояния и решил сам составить себе новое, не столько
ради себя,
сколько ради тех, кого любил больше всего на свете. Моя старшая сестра, которую
я
обожал и боготворил, вышла замуж за бедного человека. Я принял предложение
богатой
гамбургской компании и отправился в Японию в качестве одного из ее младших
представителей.
В течение нескольких лет мои дела протекали успешно. Я вошел в доверие
множества
влиятельных японцев, чье покровительство позволяло мне путешествовать и
заключать
|
|