|
обращенных точно на восток и украшенных колоссальными угловыми колоннами;
портиков, высеченных из монолитной каменной глыбы, отделанных рельефами тонкой
работы, хотя и примитивных в своей простоте, символически изображающих Солнце и
его посланника, орла-кондора; базальтовых изваяний с барельефами, головы коих
высечены почти как египетские; и, наконец, внутренних покоев дворца, сложенных
из огромных, прекрасно обтесанных каменных блоков, зачастую достигающих
размеров 6,4 х 3,7 х 1,8 метра. В храмах и дворцах порталы не наклонные, как у
инков, но вертикальные; а их внушительные размеры и массивные глыбы, из коих
оные выложены, превосходят своею красотой и величием все, что было позже
создано правителями Куско"[19].
Как и многие другие исследователи, Д'Орбиньи считает, что сии руины
представляли собою творения расы, задолго предшествовавшей инкам.
В этих реликвиях озера Титикака четко различаются два архитектурных стиля.
Например, развалины на острове Коати совершенно сходны с руинами Тиауанако, как
и огромные, изящно вырезанные каменные блоки, некоторые из которых, по
описаниям видевших их в 1846 году, имеют "около метра в ширину, шестьдесят
сантиметров в длину и почти два метра в толщину". В то же время, на некоторых
островах озера Титикака есть памятники огромной величины, "истинно перуанского
стиля, скорее всего, останки храмов, разрушенных испанцами". К первому типу
принадлежит знаменитое святилище со статуей человека внутри. Его портал,
высотою в три и шириною четыре метра, с проемом 1,9 х 1 метра, высечен из
монолита. "На его восточном фасаде есть карниз, в центре коего стоит странная
фигура человека, увенчанного лучами, перемежающимися змеями с гребнем на
головах. По обе стороны сей фигуры расположены три ряда квадратных отсеков с
человеческими и иными фигурами, явно символического характера..." Если бы сей
храм был в Индии, его, бесспорно, причислили бы к храмам Шивы, но он находится
на противоположном конце земного шара, где, насколько известно, не ступала нога
ни шиваита, ни представителя племени нагов, хотя у мексиканских индейцев есть
нагуаль – главный колдун и змеепоклонник. "Руины стоят на возвышенности,
которая, судя по следам, оставленным вокруг водою, некогда могла быть островом
озера Титикака; но уровень воды в озере ныне на 41,2 метра ниже, а линия берега
сдвинулась на 19,3 километра. Сей факт, наряду с другими, подтверждает мнение,
что руины эти древнее других, известных в Америке"[20]. Итак, все эти развалины
единодушно приписывают некоему "неизвестному и таинственному народу,
предшествовавшему перуанцам так же, как тульуатеки, или толтеки предшествовали
ацтекам. Похоже, это была цитадель высочайшей и древнейшей цивилизации Южной
Америки, равно как и народа, оставившего по себе гигантские памятники своего
могущества и искусства". И все эти памятники либо Драконтии[21] – храмы,
посвященные Змию, либо храмы, посвященные Солнцу.
Точно такого же характера и разрушенные пирамиды Теотиуакана, и монолиты в
Паленке и Копане. Первые находятся примерно в тридцати девяти километрах от
Мехико, в долине Отумла и считаются одними из самых древних в этой стране. Две
основные пирамиды посвящены, соответственно, Солнцу и Луне. Они построены из
отесанного камня, имеют квадратную форму, четыре яруса и плоскую поверхность
наверху. Наибольшая из них – пирамида Солнца (67,4 метра в высоту, сторона
квадратного основания 207,3 метра) – занимает площадь в четыре с половиной
гектара, почти как великая пирамида Хеопса. И все же пирамида Чолула, согласно
Гумбольдту, на три метра выше пирамиды Теотиуакана, сторона квадрата в ее
основании равна 426,7 метра, а занимаемая площадь – 18 гектаров!
Интересно послушать, что ранние авторы – историки, видавшие сии сооружения во
время первого завоевания – говорят хотя бы о позднейших из них, например, о
великом храме в Мехико. Он представлял собою огромную квадратную площадку,
"обнесенную стеной из камня и извести, толщиною в два с половиной метра, с
зубцами и украшениями в виде многочисленных каменных изваяний змей", –
рассказывает один из них. Кортес говорит, что за этою стеной можно было бы
легко разместить 500 домов. Земля внутри была вымощена отполированными камнями,
столь гладкими, что "лошади испанцев все время по ним скользили", пишет Бернал
Диас[22]. В связи с этим уместно вспомнить, что мексиканцев завоевали не
испанцы, а их лошади. Поскольку сей народ Америки никогда в глаза не видал ни
одной лошади, то коренные жители, хотя и чрезвычайно храбрые, "были настолько
испуганы видом лошадей и ревом артиллерии", что, приняв испанцев за существ
божественного происхождения, отправляли им, в качестве жертвоприношения, людей.
Одной этой суеверной паники достаточно, чтобы объяснить, почему горстка людей
смогла так легко покорить неисчислимые тысячи воинов.
Согласно Ф.Лопесу де Гомара[23], четыре стены, опоясывающие храм,
соответствовали сторонам света. "В центре этой гигантской площади возвышался
великий храм – громадное пятиярусное сооружение в виде усеченной пирамиды,
облицованное камнем, имеющее в основании квадрат длиною 91 метр, высотою почти
37 метров, с плоскою вершиной, где располагались две башни – алтари божеств,
коим был посвящен сей храм" – Тескатлипока и Уицилопочтли. Именно здесь
приносились жертвы и поддерживался вечный огонь. Ф.Х.Клавихеро[24] говорит, что
"кроме этой великой пирамиды... было еще сорок подобных сооружений меньших
размеров, посвященных различным божествам. Одно из них – Тескакальи, "Дом
Блестящих Зеркал"... было посвящено Тескатлипоке – Богу Света, Душе Мира,
Жизнедателю, Духовному Солнцу". Жилища жрецов, коих, по описанию Сарате[25],
насчитывалось до пяти тысяч, располагались поблизости, как и семинарии, и школы.
"Пруды и фонтаны, рощи и сады, в которых выращивали цветы и ароматические травы
для определенных священных ритуалов и украшения алтарей", имелись в изобилии; а
внутренний двор был настолько велик, что "восемь или десять тысяч человек могли
|
|