|
полную энциклопедию мировых реликвий, сопоставив наиболее важные предположения
о происхождении каждой из них. Ибо, какими бы фантастическими и дикими ни
казались на первый взгляд некоторые из этих гипотез, все же каждая из них может
в свое время оказаться полезной. Часто полезнее знать, чем данная вещь не
является, нежели то, чем она является, как справедливо замечает Макс Мюллер[11].
Но подробное изложение не уместить в пределах нашей статьи. Однако, пользуясь
отчетами государственных инспекторов, заслуживающих доверия путешественников,
ученых, а также нашим собственным скромным опытом, мы постараемся в будущих
номерах дать общее представление об этих древностях нашим индийским читателям,
кои, возможно, никогда о них и не слышали. Наши сведения почерпнуты из надежных
источников, а обзор древних памятников Перу основан, по большей части, на
вышеупомянутой талантливой статье д-ра Хита.
* * *
Очевидно, мы, теософы – не единственные иконоборцы в этом мире лжи и лицемерия.
Мы не единственные, кто верит в циклы и, вопреки библейской хронологии,
склоняется ко взглядам, которые втайне разделяют многие, но публично
высказывают лишь единицы. Мы, европейцы, только начали выходить из низовья
нового цикла и развиваться по восходящей линии, в то время как азиаты –
особенно индусы – являются оставшимися представителями народов, населявших мир
в предшествовавшие и ныне уже минувшие циклы. Произошли ли арии от архаических
жителей Америки, либо, напротив, последние произошли от доисторических ариев –
вопрос, который не в состоянии разрешить ни один человек. Но то, что некогда
должна была существовать внутренняя связь между древними ариями,
доисторическими жителями Америки (как бы они ни назывались) и древними
египтянами – легче доказать, нежели опровергнуть. И, возможно, если такая связь
действительно существовала, было это во времена, когда Атлантический океан еще
не разделял два полушария, как теперь.
В статье "Древности Перу" (опубликованной в мартовском "Theosophist") доктор
Хит из Канзас-Сити – гага avis среди ученых, не боящийся высказывать истину,
где бы он ее ни находил, прямо в лицо догматической оппозиции – подытожил свои
впечатления от древних памятников сей страны в следующих словах:
"Трижды Анды погружались на сотни метров в воды океана и вновь медленно
достигали своих нынешних высот. Человеческой жизни не хватит даже для того,
чтобы подсчитать века, в течение коих это происходило. Побережье Перу, с тех
пор, как оно ощутило поступь Писарро, поднялось на двадцать пять метров. Если
предположить, что Анды поднимаются неизменно и безостановочно, то прежде чем
они достигли нынешней высоты, прошло, должно быть, 70 000 лет.
Кто может утверждать, что причудливая фантазия[12] Жюля Верна относительно
погибшего континента Атлантиды не близка к истине? Кто может утверждать, что на
месте Атлантического океана не существовал континент, густо населенный людьми,
знавшими тонкости искусств и наук, и что эти люди, обнаружив, что земля их
опускается под воду, не перебрались – кто на запад, кто на восток – заселив,
таким образом, два новообразовавшихся полушария? Это объяснило бы сходство их
археологических сооружений и рас, а также различия, вызванные изменениями и
адаптированные к характеру их соответствующих климатов и стран.
Так различаются лама и верблюд, хотя и принадлежат к одному виду; деревья
альгорраба и эспино; так индейцы племени ирокезов Северной Америки и древние
арабы давали одно и то же название созвездию Большой Медведицы; так разные
народы, лишенные всякого общения и знаний друг о друге, делят зодиак на
двенадцать созвездий и дают им одинаковые имена; а северные индусы называют
Гималаи Андами, как жители Южной Америки назвали свою главную горную цепь[13].
Стоит ли идти проторенною колеей и считать единственным "путем" заселения
Западного полушария Берингов пролив?
Должны ли мы все еще помещать географический Эдем на Востоке и полагать, что
земля, столь же пригодная для человека и геологически столь же древняя, дабы
стать заселенной, должна ждать бесцельных скитаний "потерянных колен
Израилевых"?
Куда бы мы ни отправились исследовать древние памятники – в Северную, Южную или
Центральную Америку – нас прежде всего поразит величие реликвий неведомых веков
и рас, а также их поразительное сходство с курганами и сооружениями древней
Индии, Египта и даже некоторых частей Европы. Кто видел хотя бы один из этих
курганов – видел все. Кто стоял пред циклопическими сооружениями одного
континента, тот довольно точно может представить подобные сооружения других
континентов. Однако следует сказать, что о возрасте древностей Америки нам
известно еще меньше, чем даже о древностях долины Нила, о коих не известно
почти ничего. Помимо внешних форм, очевидно также и сходство их символики с
символикой Египта, Индии и некоторых других мест. Стоя перед великою пирамидой
Хеопса в Каире, пред величественным курганом высотою более тридцати метров на
равнине Кухокиа, неподалеку от Сент-Луиса в Миссури (размеры коего у основания
213 х 244 м, площадь 32 000 м2, а объем около 560 000 м3), или перед курганом
на берегу Браш Крик в Огайо, столь точно описанном Скуайером и Дэвисом – не
знаешь, чем больше восхищаться: то ли геометрическою точностью, соблюденной
удивительными таинственными строителями в архитектурных формах сих монументов,
то ли скрытою символикой, кою они явно стремились выразить.
Курган в Огайо представляет собою змею длиною более трехсот метров. Изящно
извиваясь причудливыми кольцами, она сворачивает свой хвост в конце тройною
спиралью. "Насыпь являет собою фигуру полутораметровой высоты, шириною девять
метров в центре, сужающуюся к голове и хвосту"[14]. Шея змеи вытянута, рот
широко раскрыт, в зубах – овальный предмет. По описаниям очевидцев, "овал
|
|