|
в целом ряде жизней. Не заботясь о страданиях человечества и думая только о
своем собственном блаженстве, они вступают в нирвану и теряются для людей. У
сев. буддистов пратьека-будда есть синоним духовного эгоизма.
Up?dhy?ya - духовный наставник, гуру. Северные буддисты избирают такого
наставника среди достигших святости, Narjol, учителей тайной Мудрости.
Yana - колесница; M?hay?na- большая колесница и Hоnay?na, малая колесница,
название двух философско-религиозных школ северного буддизма.
Шравака - первая ступень ученичества в эзотерической или тайной школе; на этой
ступени ученик слушает духовные учения (от корня Shru). На второй ступени,
когда учение переходит из теории к упражнениям, ученик становится Shramana,
упражняющийся (от Shrama - действие). Обе ступени соответствуют первым двум
классам Пифагорейской школы, которая подготовляла учеников к посвящению в
древние мистерии, aconoticoi и ao?hai.
Дхиан по-санскритски, или сатман по-тибетски, состояние медитации или
погружение души в объекты духовного мира. Дхиан имеет четыре ступени.
P?ramit?s см. примечание.
Srot?patti, или "вступивший в поток", который ведет в нирвану. Сротапатти -
первая ступень Пути. Вторая носит название Sakrid?g?min, "имеющий родиться еще
лишь однажды". Третья ступень называется An?g?min "не подлежащий более
воплощению", разве если он сам пожелает того, чтобы иметь возможность помогать
непросветленному человечеству. Четвертая ступень Пути, самая высокая, ступень
архата. Архат уже при жизни приобщен к полноте бытия нирваны. Для него уже не
существует посмертного состояния: оно заменяется самадхи (духовный экстаз), в
течение которого он испытывает все блаженство нирваны.
"Достигнуть берега" означает у северных буддистов достигнуть нирваны путем
осуществления P?ramit?s (см. примечание).
Карма вызывается последствиями тех действий человека, которыми нарушается
мировая гармония; для восстановления нарушенной гармонии или справедливости,
что одно и тоже, необходима новая деятельность. Человек, не желающий создавать
новую карму, не должен нарушать справедливость, для чего необходимо соблюдать в
своей жизни правду, как внешнюю, так и внутреннюю. Прим. перев.
Sat.
Dhyanis.
Мировая Душа, Алайя или Атма, центр духовной энергии, каждый ее луч составляет
высшую суть человеческой души, отсюда - уверенность, что человек может
отождествляться с Мировой Душой и слиться с Ней.
Antahkarana - звено, соединяющее земную личность человека и его бессмертную
душу; соответствует малому разуму; последний, как временная передаточная
инстанция между физическим миром и духовным, разрушается после смерти, и только
та его часть, которая связана со страстями, сохраняется- до угашения страстей-
в чистилище в астральной форме камарупа - скорлупа. Эти камарупа могут
овладевать медиумами и таким образом входит в сношения с земным миром. Прим.
перев.
Северные буддисты и китайцы находят в глубоком гуле великих рек основную ноту
природы. Как в физической науке, так и в оккультизме признается факт, что
совокупный звук природы, который слышится в гуле больших рек, в шуме качаемых
ветром древесных вершин большого леса, также и в гуле большого города,
доносящегося из отдаления, - имеет определенную основную ноту. На это
указывалось и физиками, и музыкантами. Так, профессор Райс (Chinese Music)
указывает, что китайцам этот факт был известен за тысячелетия до нашего
времени; они утверждали, что шум реки Хуанхэ дает ноту kung, именуемую "великой
нотой" в китайской музыке. Проф. Райс утверждает, что эта нота соответствует
ноте фа, "в которой современные физики усматривают основной тон природы". Проф.
Силлиман в своей книге "Principles of Physics" также упоминает об этом и
выводит, что "эта нота соответствует среднему фа фортепиано и может быть
рассматриваема как основная нота природы".
Пять духовных совершенств, которыми должен овладеть бодхисаттва: вера, энергия,
бдительность души, сосредоточение ума, достижение мудрости. Прим. перев.
"Острые камни скалистой тропы" означают действие кармы, которое с удесятеренной
силой проявляется на "Пути", так как "Путь" есть не что иное, как сильно
ускоренная эволюция человека, следовательно и быстрое переживание ранее
созданной кармы, которая- при обыкновенных условиях душевного развития-
растянулась бы на много существований. Глубокая искренность, соблюдение полной
правды в мыслях, чувствах и поступках, необходимы для движения по "узкому пути",
иначе его не вынесешь, так как каждое нарушение этого основного закона Духа
немедленно отражается на жизни ученика. Прим. перев.
Dorje (палийское) или Vajra (санскритское название) - орудие в руках
божественных сущностей (тибетские Dragshed, девы или ангелы охранители людей),
которому приписывают такую же оккультную силу для отражения злых влияний, какой
в химии обладает озон для очищения воздуха. В то же время это и Mudrв, жест и
поза, применяемые в медитации. Короче, это- символ власти над невидимыми
дурными влияниями, проявляется ли она в виде телодвижения или иным способом.
Bhons и Dugpas, и другие секты "Красных шапок" (Redcaps), населяющие западный и
малый Тибет, славящиеся своим искусством в чародействе, присвоили себе этот
символ и злоупотребляют им в целях черной магии. "У желтых шапок", или Gelugpas,
этот символ употребляется как знак духовной силы, так же как крест у христиан,
тогда как у Bhons он является знаком колдовства, так же как и опрокинутый
двойной треугольник.
"Причина" - эгоистическое желание, создающее карму человека, "тени,
отбрасываемые ее последствиями" - действие кармы. Прим. перев.
|
|