|
Три состояния сознания: бодрствование - J?grat, дремота - Svapna, глубокий сон
- Sushupti; эти три состояния ведут в четвертое.
Туриа - состояние высокого духовного сознания.
Некоторые восточные мистики признают семь духовных сфер в теле K?la-Hansa,
Лебеде вне времени и пространства, преобразующегося в Лебедя во времени и
пространстве, когда непроявленный Brahman становится проявленным Brahma.
Avidy?.
Объективный мир, познаваемый физическими чувствами и земным сознанием.
Чертог Испытательного Обучения - и есть астральная сфера, психический мир
сверхчувственных восприятий и обманчивых явлений, мир медиумов, "Астральный
змей" Элифаса Леви. Ни один цветок, сорванный в этой области великой Иллюзии,
не был перенесен на землю без змеи, притаившейся в его лепестках.
Область полного духовного сознания, поднявшись до которой человек достигает
полной безопасности от всех иллюзий.
Цепь причин и следствий, привязывающая человека к земному существованию и
вызывающая его последовательные воплощения на земле. Kармой можно назвать всю
совокупность деятельности человека по отношению себе подобных и всего мира: его
настоящая жизнь представляет собою плод прошедших и в то же время семя будущих
жизней; чтобы "освободить себя от цепей кармы", нужно уничтожить свой эгоизм,
свою самость, стать сверхличным. Прим. перев.
Духовный Учитель.
"Посвященный", ведущий ученика через познавание к духовному или второму
рождению; учитель, или гуру.
Agny?na, неведение, противоположное Gnyana - знание.
См. примеч.
Высшее Ego.
Иллюзия, мир видимых форм, преходящих и подлежащих уничтожению,
противополагаемый Вечному и Неизменному. Прим. перев.
Мировая Душа.
Kundalinо - проводник верховного духа (Атма) как пассивный принцип; переходя в
активное состояние, это- электроспиритуальная сила, способная одинаково и
творить, и разрушать. Kundalinо - одна из мистических сил йога, достигшего
единения с мировой Душой.
Brahma-pura.
Keshara, "идущий по небесам". В мистической св. книге Gny?neshvari, в 6-ой
Adhyaya говорится, что тело йога становится как "облако, из которого члены
выступают как побеги", после чего йог "видит по ту сторону звезд; он слышит
язык дев (ангелов) и понимает его, и читает в мыслях муравья".
Вина, индусский струнный инструмент, схожий с лютней.
В подлиннике "все шесть", т. е. шесть принципов человека; это означает: когда
четыре низших принципа, которые составляют преходящую личность человека,
уничтожены, а внутренняя индивидуальность (два высших принципа) слилась с
высшим седьмым принципом- Духом.
Ученик становится единым с Божественным Духом, Атма. Эзотерическое учение
брахманизма утверждает, что высший принцип Троицы внутри человека
(Atm?-Buddhi-Manas), соответствующий христианскому Отцу, общий и нераздельный
для всего человечества. Прим. перев.
Та часть астрального тела (камарупа), которая служит проводником всех страстей
всех личных желаний.
Камарупа относится к астральному или личному, преходящему я, а Manasa-R?pa-
проводник пребывающей индивидуальности или перевоплощающегося эго; "очистить
его" означает- парализовать его низшую деятельность, рассудочную (низший Manas),
чтобы внятна стала деятельность сверхсознания или высшего Manas. Восточная
оккультная психология резко различает деятельность земного, ограниченного
сознания от сверхсознания, проникающего в потусторонние невидимые миры. Прим.
перев.
Kundalinо, она называется змеевидной или кольцеобразной силой, ввиду ее
спирального движения в теле йога, когда развивается в нем внутренняя сила. Это-
электрическая оккультная сила (фохат), первичная сила, лежащая в основе всякой
органической и неорганической материи.
"Путь" упоминается во всех мистических книгах. Кришна говорит в Gny?neshvarо:
"на этом Пути, на какое бы место ты ни ступил, то место становится твоим
собственным Я".
"Ты есть Путь", говорится адепту, а этот последний говорит то же ученику после
посвящения."Я есмь Путь"... говорит другой Учитель.
Адепт, живущий не для себя, а из любви и сострадания к людям.
То же, что адепт, владеющий сверхсознанием.
Нирвана есть небытие только с точки зрения нашего конечного сознания; в
действительности, нирвана равносильна абсолютному Бытию; так же, как абсолютное
сознание, с точки зрения ограниченного сознания, равносильно бессознанию, ибо
оно соединяет воедино познающего, познаваемое и познание. Прим. перев.
Tanh? - любовь к жизни и страх перед смертью есть та сила или энергия, которая
влечет к новому воплощению.
Здесь карма упоминается в смысле самим человеком созданной своей судьбы. Прим.
перев.
Gate - вход, ведущий к Посвящению; открыть его можно только уничтожив свой
эгоизм, свою обособленную личность. Прим. перев.
Древо Жизни.
An?hatashabda - мистические звуки или мелодия, которая слышна йогу при начале
его погружения во внутреннее созерцание.
|
|