|
почему все формы бытия в животном и растительном царствах должны разниться от
тех
же форм, к которым мы так привыкли в Европе. Взгляните: вот идут женщины к
колодцу
через частный, но всем открытый сад, где пасутся чьи-то коровы. Кому не
случалось
встречать женщин, видеть коров и любоваться садом? Кажется, вещи самые обычные;
но
стoит лишь вглядеться в них внимательнее, чтобы тотчас же сообразить всю
громадную
разницу между этими самыми предметами в Европе и Индии. Нигде человек не
чувствует
так своего ничтожества, своей слабости, как пред этою величественною природой
тропиков. Прямые, как стрелы, стволы кокосовых пальм достигают иногда 200 футов
вышины; эти "принцы растительного царства", как назвал их Линдлей, увенчанные
короной длинных ветвей - кормильцы и благодетели бедного народа: пальмы
доставляют
ему и пищу, и одежду, и кров. Самые высокие наши деревья показались бы
карликами
пред баньяном и особенно пред кокосовыми и другими пальмами. Наша европейская
корова, приняв индусскую свою сестру сперва за теленка, тотчас же отказалась бы
от
родства с нею, так как ни мышиный цвет шерсти, ни прямые, как у козла, рога, ни
большой на спине ее горб (как у американского бизона, но без его гривы) не
дозволил бы
ей впасть в подобную ошибку. Что же касается женщин, то хотя каждая из них
способна
привести любого художника в восторг своими движениями, костюмом, грацией, тем
не
менее от нашей румяной и дебелой какой-нибудь Анны Ивановны ни одна из красавиц
Индостана не дождалась бы ни ласки, ни привета: "Ведь экая срамота, прости
Господи,
глядишь: баба-то совсем голая!" Мнение нашей русской женщины 1879 года вполне
согласовалось бы на этот счет с таковым же мнением знаменитого русского
странника XV
столетия, "грешного раба Божия Афанасия, сына Никитина, из Твери". Совершив
"грешное странствовало" свое по трем морям: морю Дербентскому, сиречь "Дорьи
Хвалиской", морю Индии, "Дорьи Иондустанской", морю Черному или "Дорьи
Стембольской" (Стамбул), - Афанасий Никитин прибыл в Чаул <<2>> (или, как он
называет его, Чевиль) в 1470 году и описывает Индию в следующих словах: "Сия
есть
земля Индейская. Люди в ней ходят голые, с непокрытыми головами и голыми
грудями; с
волосами заплетенными в одну косу. Жены здесь рожают детей каждый год и ребят у
них
много; мужи и жены черные. Их князь носит одну фату на голове, а другую
обматывает
промеж ног; бояре носят ее на плечах (т. е. брамины, носящие шарф через плечо),
а
княгини - на плечах и вокруг поясницы; но все босые. Жены прохаживаются
простоволосые и с голыми грудями. Мальчики и девочки ходят до семи лет
совершенно
наги и стыда своего не скрывая..." <<3>> Все это описание совершенно верно;
только
относительно их бескостюмия Афанасий Никитин не совсем-то прав: описание его
может относиться лишь к низшим и беднейшим кастам. Эти действительно
прохаживаются в одной "фате"; да и фата-то эта до того бедна, что часто
представляет
собою лишь тесемку. Но у женщин она состоит из куска материи иногда до 15 аршин
длины; один конец служит короткими шароварами, а другим прикрывается грудь и
голова
на улице, хотя лица всегда открыты; прическа же напоминает греческий шиньон.
Ноги
ниже колен, руки до плеч и поясница всегда голые. Да и ни одна здесь честная
женщина
не согласится надеть башмаки: последние составляют принадлежность и
отличительную
черту только "нечестных" туземок. В южной Индии, напротив, башмаки дозволены
лишь
женам и дочерям браминов. Когда не так еще давно жена мадрасского губернатора
вздумала, под влиянием миссионеров, хлопотать в пользу закона, обязующего
женщин
покрывать грудь, то дело дошло почти до революции: ни одна женщина на это не
согласилась, так как верхнее платье здесь носят лишь публичные танцовщицы.
Проект, к
|
|