|
двадцать сыщиков тайной полиции, как тени, следили за ней по пятам. Явился
немец-
живописец, уроженец Петербурга, но еле говорящий по-русски (г. Орас фан-Руит),
изучать типы Индостана; шпионы переодеваются и являются к нему, предлагая себя
в
модели. Приехала партия, состоящая из американского полковника, чистейшего янки,
двух англичан из Лондона - ярых патриотов, но либералов, и американской
гражданки,
хотя и русской по рождению, и вот национальность последней подымает на ноги всю
полицию! Напрасно было бы доказывать, что эти туристы единственно заняты
метафизическими спекуляциями о мирах неведомых, и что они не только не
интересуются политикой земного мира, но что их русская спутница даже и "аза в
ней не
смыслит". "Коварство России давно вошло в пословицу", отвечают ей.
Эта национальная черта англичан кричать "караул, режут", тогда их никто и не
думает
трогать, - отвратительна. Она в них особенно развилась со времен
Биконсфильдского
премьерства. Но если эта черта замечательна даже в Англии, то с чем же сравнить
ее в
Индии? Здесь подозрительность перешла в мономанию: англо-индийцы готовы видеть
шпионов России даже в собственных сапогах, и они упиваются этой идеей до
чертиков.
Следят за каждым новоприбывшим из одной провинции в другую, даже если бы то был
и
англичанин. У народа не только отняли всякое оружие, но даже лишили последнего
топора и ножа. Крестьянину нечем ни дров нарубить, ни защититься от тигра. Но
англичане все еще дрожат. Правда, что их здесь всего 60 000, в то время как
туземного
населения насчитывают до 245 миллионов. Да и система их, перенятая ими от
искусных
укротителей зверей, хороша лишь, доколе зверь не почует, что его укротитель, в
свою
очередь, трусит... Тогда горе ему! Во всяком случае подобное постоянное
выказывание
хронического страха обнаруживает лишь сознание собственной слабости.
Наконец мы бросили якорь, и в одну минуту сотни тощих, голых индусов, могулей,
парсийцев и других народов атаковали как наш багаж, так и нас самих. Вся эта
ватага
мгновенно выскочила как бы со дна морского; защебетала, зачирикала, залопотала
и стала
голосить, как умеют голосить одни азиатские народы. Чтобы скорее избавиться от
подобного Вавилонского столпотворения, грозившего оглушить нас навеки, мы
бросились
в первый попавшийся бундер-бот и отчалили.
Едва успели мы войти в густой, заросший сад нашего будущего жилища, как с
каждого
дерева послетала с пронзительным карканьем стая ворон: птицы эти окружили нас,
прыгая на одной ноге. Чудилось нечто положительно человеческое в позе хитро
склоненной на бок головы пьяной птицы, и чисто дьявольское выражение светилось
в
лукавом глазе, оглядывающем нас снизу вверх...
II
Мы занимали три маленькие бэнглоу, утопающие как гнезда в зелени сада, с
крышами,
буквально покрытыми розами, растущими на трехсаженных кустах, и с окнами,
затянутыми кисеей, вместо обычных рам и стекол. Эти бунгало находились в
туземном
квартале. Таким образом мы были разом перенесены в настоящую Индию: мы жили в
Индии, и отнюдь не как англичане, лишь издали окруженные Индией; мы могли
изучать
ее нравы, обычаи, религию, суеверия и обряды, знакомиться с ее преданиями,
словом,
жить в одном кругу с индусами, в кругу заколдованном и недоступном англичанам,
как
вследствие вековых предрассудков туземцев, так и по собственному высокомерию
англо-
саксонской расы.
Все в Индии, в стране слона и ядовитой кобры, тигра и неудачного английского
миссионера, все своеобразно, странно; все кидается в глаза чем-то непривычным и
неожиданным даже для того, кто побывал в Турции, Египте, Дамаске и Палестине. В
этих
тропических странах условия природы до того разнообразны, что делается понятным,
|
|