|
этого
фанатизма португальских вандалов, хронология пещерных храмов Индии должна
остаться
для археологического мира навеки загадкой, начиная от браминов, которые уверяют
туристов, будто элефантскому храму 374 000 лет, и кончая Фергюсоном,
доказывающим,
что этот храм был высечен чуть ли не в XII веке по Р. Х.<<1>> Куда ни загляни в
историю,
всюду одни гипотезы, мрак. И, однако же, о Гхарипури упоминается в эпической
поэме
Махабхарата, написанной, по мнению Колебрука и Уилсона, задолго до царствования
Кира. В другой древней легенде говорится, будто храм Тримурти на Элефанте
построен
еще сыновьями Пaнду, изгнанными по окончании войны, воспетой в Махабхарате -
между династиями Солнца и Луны - восторжествовавшею расой Солнца: раджпуты
(потомки последнего) воспевают еще до сей поры победу свою над врагами. Но и в
их
народных песнях нет ничего положительного. Прошли и еще пройдут столетия, а
вековая
тайна так и умрет в скалистой груди пещеры...
Налево, как раз против Элефанты, через залив и как бы в контраст всей этой
древности и
величию, растянулся Малабарский холм, жилище современных европейцев и богачей
туземцев. Их ярко расписанные бэнглоу (бунгало) утопают в зелени индийской
смоквы,
баньяновых и других дерев; а прямые высокие стволы кокосовых пальм покрывают
бахромой верхушек своих весь гребень холмистого мыса.
Остров Бомбей, называемый туземцами "Мамбе", получил свое название от богини
Мамба - на маратском языке Махима, или "амба", "мама" и "амма", смотря по
диалекту -
слово, означающее буквально: "Великая Матерь". Едва сто лет назад, там, где
теперь
городская эспланада, стоял храм, посвященный "Мамбе Дэви". С невероятными
затруднениями и издержками перенесли его ближе к берегу, близ крепости, и
поставили
против храма Болешвара, Владыки Невинных, - одно из названий бога Сивы или,
вернее,
Шивы. Бомбей составляет часть значительной группы островов. Между ним и
материком
немного узкий при входе рукав реки постоянно расширяется; затем, снова
суживаясь,
далеко впивается между вогнутыми боками обоих берегов, составляя таким образом
бесподобнейшую в мире гавань. Недаром изгнанные англичанами португальцы
прозвали
ее "Buon Bahia", т. е. хорошим заливом.
В припадке туристского восторга некоторые путешественники сравнивали бомбейский
порт с неаполитанским. Но оба, в сущности, столь же похожи друг на друга, как
лаззарони
похож на кули; все сходство между последними в цвете кожи, а между портами - в
воде. В
Бомбее, как и в его гавани, все оригинально и самобытно, ничто не напоминает
даже
южной Европы. Взгляните на эти каботажные суда и рыбачьи лодки: оба построены
наподобие птицы, и обоим служила моделью морская птица сат, нечто вроде
рыболова.
Такая лодка, особенно на ходу, олицетворение грации; в движении она словно
плывет
задом, а странной формы косой треугольный (латинский) парус прикреплен к
высокому
шесту острою вершиной вверх, словно два крыла. С широко раздутыми на обе
стороны
крыльями, такое туземное судно, при попутном ветре и пригнувшись носом почти в
уровень с водой, летит с изумительною быстротой.
Окрестности залива перенесли в то утро наше воображение в одну из волшебных
стран
"Арабских сказок".<<*3>> Далеко тянулась вдоль восточной стороны города горная
цепь
Гхат, с перемежающими ее почти столь же высокими холмами. От подножия до
скалистых, фантастически торчащих верхушек своих, эти холмы обросли дремучим
лесом
и непроходимыми джунглями, где живут хищные звери, а народное воображение
одарило
каждую скалу своей особенной легендой. Весь скат усеян пагодами, минаретами и
храмами всевозможных сект. Там и сям, горячо обливаемая утренним солнцем,
торчала
древняя крепость, когда-то грозная и неприступная, теперь же полуразрушенная и
обросшая непроницаемым кактусом. Что ни шаг, то чья-либо святыня. Здесь -
|
|