|
их нашествия, столько крови и потерь) теперь совершенно брошена и служит
логовищем
тиграм и орлам...
Пред таинственным и грандиозным прошлым Индии, древней Арьяварты, ее настоящее
естественная тушевка; черная тень на светлом фоне картины, необходимое зло в
цикле
каждой нации. Индия одряхлела и упала, как падают громадные памятники древности,
разбившись вдребезги; но зато каждый из мельчайших кусков этих обломков
останется
навеки драгоценностью для археолога и артиста, и даже со временем может
послужить
ключом для философа, как и для психолога. "Древние индусы строили как гиганты и
заканчивали работу как ювелиры", восклицает в восторге епископ Гебер в книге
своих
путешествий по Индии. Описывая "Тадж-Махал" в Агре,<<34>> это поистине восьмое
чудо света, он называет его "целою поэмой из мрамора". Но он мог бы также
добавить,
что трудно найти в Индии хотя сколько-нибудь сохранившуюся развалину, которая
бы не
повествовала красноречивее целых томов о прошлом Индии, о ее религиозных
стремлениях, верованиях и надеждах.
Нигде в мире древности, не исключая даже фараоновского Египта, переход от
субъективного идеала к демонстрации его объективным символом не выражен более
отчетливо, искусно и вместе артистически, как в Индии. Весь пантеизм веданты
заключается в символе двуполого божества Арданари. Он окружен двойным
треугольником, известным в Индии под именем "знака Вишну"; возле него лежит лев,
бык, орел; в руке у него полный месяц, отражающийся в воде у ног его. Веданта
учит
несколько тысяч лет уже тому, что некоторые немецкие философы проповедовали в
прошлом и настоящем столетиях, а именно, что все объективное в мире, как и сам
мир, не
более как иллюзия, майя, призрак нашего воображения, заключающий в себе столь
же
мало действительности, как отражение луны в воде; как феноменальный мир, так и
наша
субъективная концепция об эго - одна греза. Истинный мудрец никогда не
поддастся
обольщениям иллюзии. Он знает, что человек познает самого себя и становится
настоящим эго лишь по окончательном слиянии собственной частички с целым,
соделавшись неизменным, вечным, всемирным Брахмой, и поэтому весь цикл рождения,
жизни, дряхлости и смерти в его глазах один фантазм воображения...
Вообще говоря, философия Индии, раздробленная на бесчисленное множество
метафизических учений, имеет в связи с ее онтологическими доктринами столь
развитую
логику и такой замечательной утонченности психологию, что может поспорить в
этом со
всеми древними и современными школами, как идеалистов, так и позитивистов, и
побить
каждую по-одиночке. Позитивизм мистера Луиса (Lewes), подымающий дыбом от ужаса
каждый волосок на голове оксфордских богословов, является какою-то карикатурной
игрушкой пред учением атомистической школы вайшешики, с ее миром, разделенным,
как шахматная доска, на шесть категорий вечных атомов, 9 веществ, 24 качества и
5
движений. И как ни трудным и даже невозможным кажется верное представление всех
этих абстрактных идей, идеалистических, пантеистических и даже чисто
материалистических в сжатой форме аллегорических символов, однако ж Индия
сумела
более или менее успешно выразить все эти учения. Она обессмертила их в
уродливых о
четырех головах кумирах, в геометрических формах своих замысловатых храмов и
памятников и даже в запутанных линиях и знаках на лбах своих сектантов.
Обо всем этом и о другом рассуждали мы с нашими спутниками индусами. Присевший
к
нам на одной из станций католический падре, учитель из иезуитской коллегии Св.
Ксаверия в Бомбее, не выдержал и вмешался в разговор. Улыбаясь и потирая руки,
он
полюбопытствовал узнать, в силу каких софизмов мог бы наш спутник доказать
что-либо
подходящее к философскому объяснению, например, "в основной идее четырех лиц
этого
увенчанного змеями уродливого Шивы, что торчит там при входе погоды", заключил
он,
тыкая по направлению идола пальцем.
|
|