|
стена,
между ним и горизонтом. То Парбуль, плоскоголовая гора в 2250 футов высоты.
Правый
склон ее крепко прижался к двум остроконечным скалам, доверху покрытым густым
бором; самая высокая из них - Матаран, цель нашей поездки. Полотно железной
дороги
расстилается у подножия прелестнейших холмов, пересекает сотни озерков и
пронизывает слишком двадцатью тоннелями самую сердцевину скалистых гхот.
Мы ехали с тремя знакомыми индусами. Двое из них - когда-то высокой касты, ныне
исключены из нее и "отлучены" от пагоды за сообщничество и сношения с нами,
презренными иностранцами. На станции к нам присоединились еще двое приятелей из
туземцев, с которыми мы переписывались из Америки уже несколько лет. Все они
члены
нашего Общества, реформаторы юной Индии и враги браминов, каст и предрассудков,
сговорились отправиться вместе с нами на годичную ярмарку храмового праздника в
пещерах Карли, посетив сперва Матаран и Кхандалы. Один из них был брамин из
Пуны,
другой мудельяр - помещик из Мадраса, третий сингалезец из Кегаллы, четвертый
земиндар - землевладелец из Бенгала, пятый - громадного роста раджпут,
независимый
такур из провинции Раджастхан,<<32>> которого мы давно знали под именем Гулаб
Лалл Синга, а звали просто Гулаб Синг. Распространяюсь о нем более, нежели о
других,
потому что об этом странном человеке шли самые удивительные и разнообразные
толки.
Ходила молва, будто он принадлежит к секте раджа-йогов, посвященных в таинство
магии, алхимии и разных других сокровенных наук Индии. Он был человек богатый и
независимый, и молва не смела заподозрить его в обмане, тем более, что если он
и
занимался этими науками, то старательно скрывал свои познания ото всех, кроме
самых
близких ему друзей.
Такуры почти все ведут свой род от Сурьи (солнце) и потому называются
сурьявансами,
потомками солнца, в гордости не уступая никому. По их выражение: "земная грязь
не
может пристать к лучам солнца", т. е. к раджпутам; поэтому они не признают
никакой
касты, кроме браминов, отдавая почести лишь одним бардам, воспевающим их
военные
доблести, которыми они так справедливо гордятся.<<33>> Англичане страшно боятся
их
и не решились их обезоружить, как другие народы Индии. Гулаб Синг приехал со
слугами
и щитоносцами.
Владея неистощимым запасом легенд и, как видно, хорошо знакомый с древностями
своей
страны, Гулаб Синг оказался самым интересным из всех наших собеседников.
- Вон там на лазоревом фоне неба, - рассказывал нам Гулаб Лалл Синг, - рисуется
вдали
величественный Бхао-Маллин; то бывшая обитель святого отшельника, куда теперь
ежегодно стекаются толпы пилигримов и где, по глупому народному преданию
(прибавил
он улыбаясь), происходят разные чудодейные дела... На верху горы в 2000 футов
высоты -
платформа крепости, а позади ее еще другая скала в 270 футов; на самой ее
остроконечной верхушке находится развалина другой, еще более древней крепости,
служившей в продолжение семидесяти пяти лет обителью одному святому. Чем
отшельник питался, останется навсегда неразгаданною тайной; вероятно, кореньями,
которых, впрочем, на голой скале никогда не бывало. Единственный доступ к этому
отвесному возвышению - это высеченные в скале углубления для носка ноги и
веревочные
перила. Казалось бы, одним только акробатам да обезьянам и лазить по ней! И
однако же
фанатизм придает индусам, по-видимому, крылья: ни с одним из них никогда не
было еще
несчастного случая. Как на беду, лет сорок тому назад, несколько человек
англичан
задумали было полезть туда для осмотра развалин. Поднялся ветер и сильным
порывом их
снесло в бездну. Тогда генерал Диккинсон приказал разрушить доступ к верхней
крепости. А нижняя крепость (осада которой стоила бомбейской армии, в первые
времена
|
|