|
- Очень просто, - отвечая бенгальский бабy. - Вы видите, что эти четыре лика
направлены
к четырем странам света - к югу, к северу, западу и востоку?.. Но эти лица на
одном
туловище и принадлежат одному богу...
- Вы прежде объясните нам философскую идею четырех лиц и восьми рук вашего Шивы,
-
заметил он.
- С большим удовольствием... Считая нашего великого Рудру <<35>> вездесущим, мы
изображаем его с лицом, повернутым в одно и то же время во все четыре стороны,
восемь
рук указывают на его всемогущество, а одно туловище напоминает, что хотя он
везде и
всюду и никто не может избежать как его всевидящего ока, так и карающей его
длани, но
все же он един...
Падре хотел было что-то сказать, но поезд остановился: мы приехали в Нарель.
V
Прошло едва 25 лет с тех пор как Матеран, - громадная масса различных родов
траппа,
большею частью сильно кристаллизованного, - был впервые попран ногой белого
человека. Под самым боком Бомбея, всего в нескольких милях от Кхaндалы (летней
резиденции европейцев), грозные вершины этого великана долго считались
совершенно
неприступными. К северу, его гладкая и почти перпендикулярная стена возвышается
на
2450 футов над долиной реки Пен; а еще выше возносятся до облаков бесчисленные
вершины отдельных скал, холмы, покрытые дремучим бором и пересеченные долинами
и
пропастями. В 1854 году железная дорога пронизала один из боков Матерана и
теперь
доходит до подножия последней горы, останавливаясь в Нареле, котловине, где еще
недавно была одна только пропасть. Оттуда до верхней площадки остается около 8
миль,
и туристу приходится выбирать между пони и паланкином, закрытым либо открытым,
смотря по вкусу. Так как мы приехали в Нарель только к шести часам пополудни,
то
последний способ представлял маленькое неудобство: цивилизация одолела
неодушевленную природу, но до сих пор еще, невзирая на весь деспотизм
властелинов, не
могла преодолеть ни тигров, ни змей. Если первые удалились в более непроходимые
трущобы, зато змеи всевозможных родов, особенно кобры и коралилло, живущие
предпочтительно на деревьях, царствуют в матеранских лесах как и во времена оны,
и
ведут против узурпаторов настоящую гверильясскую <<*9>> войну. Горе
запоздавшему
пешеходу или даже всаднику, проезжающему под деревом, на котором засела такая
змея!
Кобры и другие пресмыкающиеся по земле породы редко нападают на человека, разве
только в случае, если неосторожная нога наступит на них; вообще же они бегут и
прячутся
от людей. Но эти лесные гверильясы, tree serpent, кустарные змеи, выжидают
жертв. Едва
голова человека поравняется с ветвью дерева, на котором приютился "враг
человечества",
как, укрепясь за ветку хвостом, змея ныряет всею длиной туловища в пространство
и
жалит человека в лоб. Этот любопытный факт, долго считавшийся вымыслом, теперь
проверен и принадлежит к фактам естественной истории Индии. В подобных случаях
туземцы видят в змее посланника смерти и исполнителя воли кровожадной Кали,
супруги
Шивы.
Но вечер после знойного дня был так обаятелен, а лес манил нас издалека такою
прохладой, что мы решились рискнуть. Среди этой дивной природы, где так и тянет
стряхнуть с себя земные оковы, обобщиться с нею жизнью беспреградной, и самая
смерть
в Индии является привлекательной.
К тому же после восьми часов вечера всходила полная луна, и нам предстояло
трехчасовое
путешествие в гору в одну из тех лунных тропических ночей, за который туристы
готовы
приносить всевозможные жертвы и которые одни только истинные великие художники
и
|
|