|
подходить, даже главному смотрителю и сторожам, ближе как на тридцать шагов
расстояния. Одни нассесалары <<16>> (носильщики трупов), ремесло коих
наследственное и которым закон строго воспрещает заговаривать с живыми,
дотрагиваться или даже подходить к ним, входят и выходят из "Башни Молчания".
Входя,
они вносят труп, безразлично богатого или бедного человека, завернутый в белые
и самые
старые тряпки; раздев его донага, они кладут его в тот или другой из трех
кругов и, не
произнося ни слова, выходят в таком же молчании из башни, запирая ее до
следующего
покойника, а саван - тряпки - тотчас же сжигают.
Смерть у огнепоклонников лишена всего своего величия, и труп возбуждает в них
лишь
одно омерзение. Коль скоро замечают, что наступает последний час больного, все
домашние отделяются от него, как для того, чтоб не помешать душе освободиться
от тела,
так и затем, чтобы живому не оскверниться прикосновением к мертвому. Один мобед
шепчет на ухо умирающему напутственное из Зенд-Авесты наставление: "Ашем-Воху"
и
"Ято-ахуварье", и удаляется, пока отходящий еще жив. Затем приводят собаку и
заставляют ее смотреть в лицо умирающему. Эта церемония называется сас-дид
(собачий
взгляд), так как собака единственное из живых существ, взгляда которого боится
друкс-
насу (злой демон), сторожащий умирающих, дабы завладеть их телом... Следует
однако
остерегаться, чтобы чья-нибудь тень не легла между мертвым и собакой; иначе
пропадает
вся сила собачьего взгляда, и демон воспользуется благоприятною минутой. Где бы
ни
умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками,
погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб
(один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил
(что
нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком
случае
убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в
"башне",
тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество.
<<17>>
Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от "башни". У
отверстия,
после последней молитвы, повторяемой хором носильщиками возле тела, а мобедом
издали, еще раз повторяется церемония с собакой. В Бомбее нарочно для этого
дрессированная собака держится на цепи у дверец башни. Затем нассесалары вносят
тело
внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или
возрасту,
место.
Мы два раза присутствовали при церемонии "умирания" и один раз при "погребении",
если позволено употребить подобное не подходящее к делу выражение. На этот счет
парсы гораздо снисходительнее индусов, считающих присутствие европейца
осквернением их религиозных обрядов. Хоронили какую-то богатую женщину, и наш
знакомый смотритель башни, Н. Байранжи, пригласил нас к себе в дом. Таким
образом
мы присутствовали при всех обрядах, находясь шагах в сорока от башни, на
веранде
бунгало нашего любезного хозяина. Сам он, хотя уже много лет служил при "башне",
в нее
никогда не входил и даже близко не подходил. Пока собака глазела на покойника,
мы,
признаться, с тайным чувством отвращения глазели, в свою очередь, на огромную
стаю
коршунов, летавших над дакхмою. Коршуны влетали в нее и снова вылетали с
кусками
окровавленного человеческого мяса в клюве... Эти птицы, которые ныне сотнями
свили
себе гнезда над "Башней Молчания", привезены нарочно с этою целью из Персии,
так как
коршуны Индии оказались и не довольно хищными и слишком слабыми, чтобы
справляться с окоченевшими трупами со скоростью, требуемою законом Зороастра.
Говорят, будто процесс совершенного очищения костей от мяса требует не более
нескольких минут...
По окончании обряда нас повели в другое здание, где на небольшом столе стояла
превосходная деревянная модель дакхмы с ее внутренним устройством. Таким
|
|