|
морских и пресноводных моллюсков
(по-немецки жемчуг - Perl, а перламутр - Perlmutter - мать жемчуга).
Нередко в раковину попадают песчинки, камешки, обломки самой раковины и т.
д. Вокруг них и начинает формироваться жемчуг. Он состоит из арагонита
(углекислого кальция), конхиолина (органического вещества) и воды.
Твердость 3,5-4, причем у речного жемчуга несколько выше, чем у морского.
Слово жемчуг -китайско-монгольского происхождения (от чжень-чжу, через
зеньчуг).
Распространен жемчуг чрезвычайно широко. Районами жемчужного лова
долгое время служили прибрежные воды Севера и Северо-Запада Австралии,
острова Тихоокеанского и Атлантического побережий Америки, Цейлон,
Красное, Черное, Желтое, Японское моря, реки Скандинавии, Англии,
Ирландии, Северной Америки, России. Некоторые районы (преимущественно
вблизи экватора и в бассейнах рек Миссисипи и Колорадо) и сейчас являются
промышленными. Королем рынка считался жемчуг, добытый в Персидском заливе.
Он назывался восточным или ориенталь .
На Руси самый крупный привозной жемчуг называли бурмитским зерном,
мелкий несверленый - семенным жемчугом. В XV веке его добывали в
Ильмень-озере и реке Варзуге. В Черном море близ Кафы (ныне Феодосия)
вылавливали кафский (кафимский) жемчуг.
В старинных русских песнях и былинах встречается словосочетание
скатный, или окатный жемчуг. Так называли круглый, т. е. скатывающийся
жемчуг.
Взгляды на происхождение жемчуга у разных народов были различными, но
отличались больше поэтичностью, чем достоверностью. Вот как объясняли
происхождение жемчуга в средние века: Это окаменевшая капля росы, это
овеществленный лунный свет, это отвердевший зародыш (икринка) перловицы,
это слезы морских дев и т. д., и т. п. В начале XIX века русский академик
И. И. Лепехин писал: не икра молюска, а паче болезнь подобная, как думать
можно, каменной болезни в человеке и скотах, ибо известно, что в одной
раковине иногда зарождается великое множество жемчужин, так что животное
от того умирает. Различие взглядов на происхождение жемчуга породило и
разнообразие толкований его мистических свойств. Основная тема спора
многочисленных магов и алхимиков - приносит ли драгоценная горошина
счастье или, наоборот, навлекает беду на владельца. С одной стороны,
жемчуг олицетворяет темные силы ночного светила. С другой,- совершенная
прелесть камня и расположенность к нему церкви гарантируют благотворное
влияние на здоровье, красоту и благополучие обладателя.
Вспомним в этой связи литературный памятник, хорошо известный нам со
школьных времен,- Слово о полку Игореве. В начале второй главы Слова, в
эпизоде Сон Святослава упоминается женьчюгь:
...На кровати тисовой меня
Покрывали черной пеленою.
Черпали мне синее вино
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька, и предвещая горе,
Вражий ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине море...
Поэтическое переложение Н. Заболоцкого
Поколения исследователей и комментаторов ищут критерии правильного
прочтения Слова. Попробуем взглянуть на упомянутую ситуацию под углом
интересующей нас проблемы. В княжьем тереме отсутствует коньковое бревно
(продольный верхний брус крыши). На тело князя кладут черный плат и
осыпают жемчугом. (Сыпахуть ми... великый женьчуг... - так в подлиннике).
По народным приметам, видеть во сне жемчуг - верный признак надвигающейся
беды, несчастья, слез. Что же касается отсутствующего конька, или князька
в данном контексте - это гибель даже не дома, а всего княжеского рода.
Итак, сон Святослава предвещает гибель рода Ольговичей, вечную ночь с
крупными звездами как символ безвозвратного ухода. Но особая жуть сна в
том, что князя хоронят не по славянскому, а по половецкому (тенгрианскому)
чину.
В главе 12 второй части Слова вновь упоминается жемчуг.
... Один в степи свою жемчужну душу
Из храброго он тела изронил...
В подлиннике изрони жемчюжну душу... чрезъ злато ожерелие. Ожерелье,
или оплечье - это круглый или квадратный вырез ворота княжеской рубахи,
обычно богато изукрашенный золотом и драгоценными камнями. То есть душа
покидает тело через ожерелье.
В Сне Святослава жемчуг являет собой мрачно-интональную деталь
смерти, унижения, забвения. В Смерти князя притягательное жемчужный -
символ чистоты, правоты, цельности обладателя отлетающей души.
Каков же магический смысл этой серебристой капли - жемчужины?
Однозначного ответа нет. Совершим еще один литературный экскурс.
Происхождение жемчуга веселые, лукавые и воинственные фламандские гезы
понимают по-своему. Вечно жующие или горланящие бесшабашные песни, гезы
оставили нам блистательные образцы сочного, не
|
|