|
ющие синюю глубину сапфира - это линии веры, надежды и
судьбы. В суевериях камню отводилась охранная роль: он оберегал от дурного
глаза, проклятий. И даже когда камень продадут, потеряют, подарят, он
продолжает оказывать положительное воздействие на прежнего владельца,
настолько велика его магическая сила.
Туземцы племен Восточной Африки считали, что даже само созерцание
звездчатого сапфира приносит счастье, удачу, победу. Этим суеверием
хитроумно воспользовался известный путешественник Ричард Френсис Бертон.
Офицер британской колониальной администрации в Индии, сэр Ричард
Бертон был неутомимым исследователем, первым европейским разведчиком в
таинственной Эфиопии. Ему под видом афганца удалось попасть даже в Мекку и
Медину - оплот мусульманства, хотя туда, как известно, не допускали
иноверцев. Сэр Ричард Бертон обладал прекрасным сапфиром -астериксом. Где
бы ни появлялся британский офицер, какую бы миссию не выполнял, он не
только не расставался со своим талисманом, но всюду его демонстрировал.
Это внимание со стороны пришельца высоко ценили местные жители. Еще бы -
ведь созерцание камня сулило большую удачу. Как следствие, сэр Бертон
всегда был обеспечен прекрасными лошадьми, отличным продовольствием,
преданными проводниками. Рассказывая в узком кругу о своих путешествиях,
сэр Бертон любил повторять: Правы немцы, называя подобные камни зигштейн -
камни победы .
Сапфир упоминается в самых древних источниках. Он среди прочих камней
украшал эфод Первосвященника. Сапфир был вставлен в корону Клеопатры.
Древние греки посвящали этот камень Зевсу. Встречается сапфир в четках,
ритуальных предметах, украшениях. Синий камень считался застывшей каплей
божественного напитка бессмертия, упавшей на Землю со стола
богов-олимпийцев. Римляне называли сапфир цианус, что означает василек.
Жрецы храма Юпитера носили его в перстнях, почитая священным. В романе
Рафаэлло Джованьоли Спартак герои (кстати, действительно существовавшие
люди) буквально усыпаны сапфирами - такова была мода в Риме. Наряд юной
гречанки Эвтибиды был, например, украшен звездой из продолговатых
сапфиров, а ее жемчужные серьги крепились к сапфировым подвескам.
Выставленный в Медальерном кабинете Лувра ларец с реликвиями Карла
Великого украшен сапфирами, расположенными в виде лучей.
Вспомним также великолепный сапфировый перстень, фамильную
драгоценность графа де Ла Фер (Атоса), описанный Александром Дюма.
Стоимость перстня оказалась достаточной, чтобы экипировать двух мушкетеров
и их оруженосцев - лошади, сбруя, оружие. Хотя А. Дюма и не оговаривает
величины камня, писателю можно довериться - стоимость сапфира
действительно огромна. В средние века нередко заключали меновые сделки: за
сапфировое колье - замок, за кольцо или серьги - корабли, конюшни,
земельные угодья.
Удивительный это все-таки камень! Неуловимый оттенок ирреальности,
некое внутреннее свечение переносит он на своего владельца, будь то
человек или литературный персонаж.
В цикле повествований Гилберта Честертона об отце Брауне ведущее
место занимает рассказ Сапфировый крест. Он вводит нас в чистый
нравственный мир пастыря, не просто улавливающего души, но и осеняющего их
благодатью познания вечных истин. Вор и мошенник Фламбо пытается похитить
сапфировый крест, который священник Браун привез в Лондон, чтобы показать
его иностранному клиру. Хитроумные приключения, в которые ввергает автор
своих героев, завершаются ночью на лугу в предместье города. Речь патера
Брауна перенасыщена поистине самоцветными аллегориями: Посмотрите на
звезды. Правда, они как алмазы и сапфиры? Так вот, представьте себе любые
растения и камни. Представьте алмазные леса с бриллиантовыми листьями.
Представьте, что луна - синяя, сплошной огромный сапфир. Разумеется,
сапфировый крест не поменял своего владельца.
В романе Ивана Ефремова Таис Афинская героине от имени великого
флотоводца Неарха передают прекрасный подарок: Спартанка развернула
кусочек красной кожи и подала Таис маленькую, с мизинец, статуэтку
Анаитис, или Анахиты, искусно вырезанную из цельного сапфира. Богиня
стояла в живой позе, резко отличавшейся от обычной, скованно-неподвижной,
закинув одну руку за голову, а другой поддерживая тяжелую сферическую
грудь. Синий камень на выпуклых местах отливал шелком. Анахита - это
богиня-мать, богиня плодородия и любви. Культовые статуэтки Анахиты были
широко распространены на территории Армении, Ирана, Турции. В
эллинистическую эпоху ее отождествляли с богиней охоты Артемидой. Культу
Анахиты (впоследствии Артемиды) посвятили себя сотни и тысячи юных девушек
и женщин. Поэтому в эпоху средневековья сапфир стал считаться камнем
молодых монахинь. Он помогал обрести сосредоточенность и чистоту души в
часы молитвы, защищал от вероломства и страха, охлаждал страсть.
Сапфир был любимым камнем Михаила Булгакова. Писатель постоянно носил
изящный перстень с васильково-синим камнем.
Писатели и поэты вообще относятся к сапфиру весьма пиететно. Их, как
правило, привлекает не внешняя красота камня - не сапфировые глаза или
сапфировый блеск луны, нет, поэтическая метафоричность этого самоцвета
гораздо глубже.
Афанасий Фет: Зачем же миг, зачем миг счастья мне?
Зачем в цепь узника сапфир лазурный?
Артюр Рэмбо: В сапфире сумерек пройду я вдоль межи...
Мак
|
|