|
идеалистического мировоззрения. Датский
астроном и ревностный католик Тихо Браге, суеверный протестант и
блистательный математик Иоганн Кеплер, монах-доминиканец Джордано Бруно,
польский католик Николай Коперник, воспитанник иезуитской коллегии
гениальный философ Рене Декарт - эти и многие, многие другие начали свой
бессмертный труд по возведению храма Знания.
Начинает создаваться не эмпирическая, а научная геология. Аль-Бируни
на Востоке, Георг Агрикола в Западной Европе, наконец, Михайло Ломоносов в
России и десятки других ученых создают лаборатории, ставят опыты,
изобретают методики исследований. Творчески и критично перерабатываются
смутно различимые в мистическом тумане труды предшественников. Геология
медленно, как кристалл в кислоте, очищается от грязи, окислов, накипи...
Развитие ремесел, горного дела, ювелирного искусства, создание новых
технологий, прогресс таких наук, как химия, физика, медицина, военное
дело, а позднее электротехника, квантовая механика, ядерная и лазерная
техника - практически все отрасли техники и промышленности, каждая деталь
сложной системы цивилизации требуют тонкого и точного знания геологических
наук. Различные естественнонаучные дисциплины, как солдаты в атаке,
поддерживают друг друга во время штурма твердынь невежества.
Первую брешь в стене заблуждений пробивают работы замечательного
русского ученого, минералога, академика В.С.Севергина. Затем появляется
периодическая таблица гениального Д. И. Менделеева. А это уже ключ ко
многим дверям. И вот блистательная плеяда геологов включается в борьбу за
знания. А. П. Карпинский, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман -какие
великолепные имена, какие замечательные открытия, теории, перспективы
стоят за ними! Дорогу цветному камню! - этот лозунг, брошенный А. Е.
Ферсманом, звучал и как - Разоблачим суеверия! Очистим цветной камень от
мистической шелухи! Сейчас уже можно с удовлетворением констатировать -
минералогия как некая панацея, как средство лечения, как методика
диагностики и лечения перестала существовать. Могильную плиту на
многовековую историю лечебного и профилактического камня положил геолог Г.
Фюнер: Когда мы говорим сегодня о применении драгоценных камней в терапии,
то нам сразу становится ясно, что об излечивающем действии драгоценных
камней, даже в тех случаях, когда их положительное влияние действительно
наблюдается, можно говорить лишь как об успехе гипнотического внушения,
так как вся литотерапия есть, по существу, психотерапия .
Казалось бы, победа знания и здравого смысла над мистицизмом полная и
безоговорочная. Но, увы! По-прежнему желание поразить окружающих часто
обретает форму талисмана от сглаза, от несчастной любви, от укушения
скорпиона, от смерти во время землетрясения и т. д.
Юноша носит на пальце массивный нефритовый перстень и снисходительно
объясняет окружающим, что этим оберегает свои почки - он просто страдает
отсутствием вкуса и явным невежеством. Женщина заказывает ювелиру кольцо с
аметистом - Это для мужа, чтобы бросил пить. Ее жаль: не к ювелиру ей
следует обращаться, а к наркологу. Девушка, увешанная громоздкими
украшениями из бирюзы, так называемого камня любви,- привлекает внимание
своего избранника... Много, увы, много таких примеров, когда редкому,
красивому камню приписывают свойства, ему не присущие.
Откуда же это берется? И действительно ли можно безапелляционно
заявить: все - суеверия, все - мистическая дребедень, а древнейшие ссылки
на воздействие камней на жизнь человека - чушь, ерунда и ничего более?
Подобный вывод был бы слишком категоричен. Ведь многие суеверия можно
объяснить и понять, а некоторые, ставшие первыми отголосками эмпирического
знания, следует изучать. Случается порой, что какое-нибудь суеверие,
легенда, а иногда даже необъяснимый страх - страх людей перед камнем,
горой, урочищем - могут стать началом захватывающего поиска. Вот несколько
примеров.
Сказ Про Великого Полоза в мастерской интерпретации Павла Бажова,
иные упоминания о громадном змее, якобы указующем на месторождение золота,
основаны на суевериях древних хантов и манси, уральских легендах и
приметах горщиков и рудознатцев 1. Убежденность местных жителей в том, что
в горе спрятано дивное сокровище, но какие-то потусторонние силы стерегут
его,- вот что послужило фольклорной основой замечательных Бажовских
сказов.
Но есть и реальное, научное объяснение существования Великого Полоза.
Минерал вермикулит - это чешуйчатая глинистая слюдка золотисто-желтого или
бронзово-желтого цвета, имеющая достаточно широкое распространение на
Урале и в Сибири. Вермикулит обладает интересным свойством: при нагревании
он сильно вспучивается. Кусочки вермикулита, положенные в костер,
вспучившись, напоминают золотистые елочные шарики, удивительно красивые и
легкие. К сожалению, разогретый вермикулит не стоек -достаточно легкого
прикосновения или даже порыва ветра, и шарик рассыпается на мельчайшие
чешуйки, превращаясь буквально в пыль. Пластинчатый вермикулит иногда в
процессе вспучивания принимает форму не шара, а большого (в 20-30 раз
больше, чем до нагревания) извивающегося столба (червяка, змеи). Во время
этого процесса слышно легкое потрескивание. Теперь представим себе, как
манси-охотник, сидя в глухой сибирской тайге у костерка, видит: прямо из
огня, извиваясь, с треском выползает громадный змей. Тут, наверное, и
современному туристу стало бы не по себе. А если впоследствии неподалеку
от этого страшного места находили россыпное или самородное золото (а оно,
как известно, встречается и в Сибири, и на Урале), то, скорее всего, такой
факт обрастал леген
|
|