|
приделана: «Пейте, нам не жалко!»
И там он еще одну захожую тетку встретил, которая так эту воду истово пила, так
уверена была, что вылечится, что у туриста от той воды и зрелища мозоли прошли.
Болеть перестали. Попил, друзьям рассказал, что не дошел он куда собирался,
зато вот к роднику сходил.
Отметим: эгрегор выплеснулся за пределы своей территории.
Друзья приезжать стали, воду брать, деревенским городские не к месту, но ничего,
- вдруг молочка-то и купят. А однако хуже их жить ни к чему, воду из родничка
попиваем, другой не признаем… Шаман думал районного шамана пригласить
хвастаться. Вся деревня к шаману ходит, так мыслит: покамлает шаман для них над
родником, тот еще лучше целить будет! Один мужик даже корову свою продал, решил,
раз волшебная вода, да сам шаман освятил, буду такой водой в городе за деньги
торговать. И чего… торговал!
Ну, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго эгрегор держался
не на жажде человеческой, а на той уверенности и том энтузиазме, которые со
словами передавались и вкладывались каждому в душу. Однако эгрегор у нас
маленький, для примера, да и мораль уже ясно видна.
Родник однажды возьми и иссохни. А колодец в деревне уж и заилился давно. Горе.
Шаман сразу всем сказал, что за неправедное житье родник высох, вот будут все
молиться и ему камлания заказывать, может, и вернут воду. И стал к роднику
ходить раз в год, камлать (а вдруг-таки вернется? Теперь он уж первым будет). А
сам с тех пор хорошо живет – да и деревня аккуратно Духов кормит, все ждет: не
вернется ли водичка, не приедут ли городские молочка-то парного покупать…
И сто лет уж родника того нет, а все ходит легенда и все камлает за лепту малую
на том месте внук того шамана. Эгрегор, пусть плохонько, но живет.
Это, понятно, маленький эгрегор. А была бы деревушка побогаче, да денег с
коровы у того мужичка хватило бы на рекламу, да рассказать бы про здоровье в
этой самой водичке! Глядишь, так бы раскрутили водичку, что продали марку
«Культовый источник» аж самой Кока-Коле. И стали бы мужичок с шаманом
жить-поживать да добра наживать. А прочим чего-то давать и не за что.
Наш с вами маленький эгрегор был совсем маленьким, однако уже показал
поразительную живучесть. Но, потому что он маленький, и худого много не
натворил: только турист не дошел, куда шел, … Да, колодец заилился, да корову
мужик продал и обнищал, да вода из нового колодца уже не такая вкусная кажется.
И еще потому не наделал много худа эгрегор, что он реально удовлетворял
реальную потребность, – люди пили из родника, и вреда им от этого не было.
И только потому, что наш модельный эгрегор такой маленький (в ценностном его
плане), он так мало «эксплуатировал» людей, как в процессе функционирования,
так и потом, уже утратив для них свою полезность. Можно сказать, что эгрегором
эксплуатируются человеческие ценности, чем и обеспечивется его самовыживание.
Но этот же способ жизни, как явствует из приведенной легенды, - вполне
относится и к людям, ибо они точно также, чтобы выжить и жить, оставаясь людьми,
должны обращаться именно к ценностям. «Эксплуатировать» их. Итак, образ
эгрегора есть образ человека, так сказать, - образ «ходячей ценности». Эгрегор,
таким образом, ценностно опосредован, антропологизирован. Эгрегор является
прямым продолжением человеческого архетипа.
Следует обратить внимание на то, что в нашем маленьком примере на
одно-единственное явление, на одну архетипическую проекцию была направлена
энергия одновременно многих потребностей, – и питья, и исцеления, и гордости
перед соседями, и религиозной потребности, и потребности продать молочка и
заработать. Этот процесс мог бы продолжаться едва ли не до бесконечности.
Но первичная функциональность архетипа – «пить» – сохранила свою ключевую
позицию. Не стало воды, и эгрегор был обречен на прозябание. Почему он выжил
вообще? Потому что архетип целебного родника продолжал удовлетворять
потребности шамана, а шаман, мудро окамлавший источник, стал в этом цикле
вторичным архетипом.
Если придет шаман новый, станет считать родник чисто духовным, вроде его нет,
но он все равно есть, или и родник потом проклюнется и новый шаман возродит
традиции, – все, это уже будет другой эгрегор и другая сказка.
То есть эгрегор может какое-то, неопределенно долгое время, довольствоваться и
своими вторичными архетипами, и они даже могут становиться первичными
источниками энергии. Но именно своими, – вот был тот ритуал у шамана, вот от
головы родник лечил, а не от тоски сердечной, – теми инструментами, которые
были в его составе некогда. Смена архетипических инструментов – это смена
эгрегора.
Итак, основой для существования эгрегора является не просто потребность, не
просто ценность. Формой существования эгрегора является эгрегориальный цикл,
основой которого является энергия, генерирующаяся человеком в аксиологическом
процессе удовлетворения потребностей. Регулирующими удовлетворение потребностей
элементами выступают один или несколько связанных архетипических инструментов,
факт и способ использования которых человеком и есть суть данного эгрегора. При
этом люди с их потребностями и архетипические эгрегориальные инструменты
коллективного бессознательного находятся в едином психоэнергетическом
пространстве доминирующих ценностей, определяющих смысл и качество человеческой
жизни. Изменить жизнь к лучшему, - значит нужно выдвинуть «новую», лучшую
архетипическую ценность (идею) и т. д., - в плане активной эволюции человека.
Можно сказать, что основной способ человеческого существования – это
эксплуатация ценностей, в любом смысле и любых ценностей, включая ресурсы
планеты.
Таким образом, с другой стороны, свидетельствуется прежде всего то, что именно
|
|