|
оказывается проще, удобнее и эффективнее.
Все потребности человека иерархичны, и самые высокие наши потребности есть
результат «пересечения пересечений» базовых потребностей базовыми, данными нам
от природы. Образуется сложно переплетенная пирамида потребностей.
При этом, как мы уже знаем, потребности низшего уровня ощущаются нами
немедленно, они властно требуют действий и, в целом, - «повышают» активность.
Потребности более высокого уровня требуют осмысления, их вначале нужно понять и
осмыслить, чтобы удовлетворить, и это внешне выглядит как «снижение»
активности. Так или иначе, но неудовлетворенные потребности проявляются в
динамике активности человека, вообще, - в динамике его энергетики.
Что касается изменений структуры человеческой активности, то следует прежде
всего подчеркнуть значение фактора ее принципиальной неполноты. Структура
активности целостна, интегративна, но не может быть полностью завершена и
потому, что жизнь никогда не закончена, и потому, что потребности постоянно
изменяются. Имея в виду этот принцип незавершенности структуры активности,
легче понять мнение А. Маслоу, говорившего о невозможности создания полной
карты человеческой мотивации.
Это действительно невозможно, еще и потому что мы не привыкли облекать в слова
смутные потребности, мы давно забыли потребности базового уровня и, к тому
моменту, когда мы начинаем что-то соображать в жизни, интересуясь подобными
вещами, реально живем потребностями куда более высоких уровней, чем базовые.
Взять, для простейшего примера, потребность в финансовом благополучии,
имеющуюся у каждого человека: с какой из базовых связана она? Правильно, со
всеми. И с безопасностью, и с потреблением, и размножением, и экспансией, и
социальным пакетом. А вот в какой мере и с чем именно, - это уже свое для
каждого человека. Мы предпочитаем иметь накопления («предпочитаем» - то есть
опять-таки удовлетворяем какую-то ситуационную потребность) в чулке, в банке, в
рублях или в долларах, а может в золоте или в недвижимости? Ответы могут быть
различными. Реально существует множество вариантов сочетания потребностей,
вдобавок, - по-разному и в разной мере связанные с базовыми потребностями.
О потребностях высших мы поговорим позже. Для нас сейчас важно то, что вообще
все потребности выстроены иерархично и связаны друг с другом, причем сами мы не
в состоянии выстроить систему их связей, даже для самих себя. Эта система так
же сложна, как и вся наша культура.
Но уже очевидно, что рассматривая те или иные потребности как энергетические
источники, мы можем изменять активность конкретных эгрегоров, то есть изменять
динамику их существования и развития. Равным образом, можно поставить вопрос о
том, чтобы воспользоваться накопленными в динамике эгрегоров энергетическими их
запасами.
Вместе с тем, необходимо понимать, что непосредственное, механическое обладание
и управление ресурсами энергетики эгрегоров невозможно, также как невозможно
то, чтобы потребности удовлетворялись сами собой, машинообразно и автоматически,
по какому-то однозначно определенному порядку. Говорят, что дорога ложка к
обеду, но часто бывает, что относительная ценность и ложки, и обеда
несоизмерима с како-то другой, жизненно важной. Потребности и ценности
однозначно не соотносятся.
Поэтому, рядом с пирамидой потребностей сосуществует другая, – то есть
пирамида ценностей, или пирамида понятийных, архетипических инструментов. При
этом слово «ценности» не нужно понимать, как ценности исключительно
общечеловеческие, морально-этические, - как высшие ценности. Не только одни
высшие ценности являются таковыми. В систему ценностей человека входит все, что
только можно «оценить», то есть сопоставить по относительному весу или значению
в жизни человека. Ценно все то, что важно для человека, для чего-то нужно или
способно сделаться нужным при определенных обстоятельствах, что как-то волнует,
способно заинтересовать, что может быть использовано или потребуется в
рассуждениях, включая абстрактные понятия… Словом, для выражения ценностей
недостаточно всех существительных нашего языка.
Существуют обладающие ценностью понятия, напрямую связанные с удовлетворением
естественных потребностей в пище, – к примеру, «хлеб». Или, с тем же успехом,
«мясо», «молоко», «рыба»… Ни одна из них не способна полностью удовлетворить
потребность, разве что на время, поэтому существуют абстрактные, родовые
понятия, – «пища», «еда» или «напитки». «Пищей», пока она абстрактна, не
наешься, а «напитками» не напьешься. Но зато этими понятиями можно
воспользоваться в размышлениях и в общении, как понятиями абстрактных,
терминальных (от слова «термин») ценностей более высокого уровня, чем
конкретные ценности.
Существуют также «инструментальные» ценности, актуализирующиеся в конкретных
ситуациях. Но и они не могут рядополагаться друг другу, то есть находиться одна
относительно другой на том же самом уровне. Возникает иерархия не только
терминальных, но и инструментальных ценностей. Так, ценность «деньги», которая
сама по себе вообще никакой из базовых потребностей не удовлетворяет,
отличается, вместе с тем, универсальным характером и, скорее всего, не должна
быть поставлена в один ряд с ценностями, обозначающими конкретные вещи.
Важно заметить, что, точно так же, как могут быть упорядочены с точки зрения
регулятивных возможностей, потребности, также и все инструментальные и
теминальные ценности различаются потенциалами управления поведением человека.
При этом ценности высшие, в смысле потенциала управления, имеют меньший
потенциал энергетики, и наоборот.
Динамика структуры ценностей в смысле их энергетики, то есть побудительного (к
действию) значения, или «мотивирующей силы» не может быть понята однозначно.
|
|