|
быть привязан и к «ключу», «выключателю», «паролю», «взрывателю», «запалу»,
«крану», «сигналу»… Суть неизменна – понятия и явления разные. В череде, во
тьме веков менялось понимание замков и ключей, музыки и музыкальных средств, но
суть процесса оставалась той же самой.
При этом рациональная сторона подобного узла в своей эволюции и распространении
подчинялась строгим, объективным законам. В рациональном плане существовала
конкуренция менестрелей, шло распространение новинок, был изобретен магнитофон.
Слабо осознаваемая, не рационализуемая сторона развивалась скорее по законам
психологическим, – к примеру, средний подросток, не к месту поминающий среди
сверстников Баха, немедленно печенками ощущает, что это «типа отстой». Он
вынужден перейти к прослушиванию чего-то «высокохудожественного», вроде
«попсы». (Это, разумеется, гипербола, но недалекая от истины). Нашел бы человек,
имеющий принципиально потребность в музыке, эту музыку сам, без помощи
остальных? А стал бы он читать? Даже если бы заставляли? Да, это было бы
возможно. Но это значительно менее возможно без поддержки невербальной, в том
числе без психоэнергетической индукции со стороны окружающих.
Эта поддержка служит полем, направляя внимание попадающих в его сферу
притяжения людей, - к актуальным на сегодняшний день событиям узла, реализация
которых в исполнении индивидуума окажется оптимальной в плане коллективного
бессознательного, хотя и не всегда хороша для индивидуума.
Таким образом, поведение человека, личности, недоступным для сознания образом
направляется в нужном для коллективного бессознательного направлении.
Но, таким же самым образом, это воздействие эгоистично нарушает свободу воли
личности. Феномен слабо осознаваемого при воздействии других людей отражается
на поведении человека, заставляя его действовать немного не по-своему, не так,
как он действовал бы вполне осознанно, в отсутствии этого влияния.
Просто представьте, что это означает для человека – мы думаем, что свободны в
своих решениях. Мы с вами волнуемся, желаем, страдаем, переживаем, действуем.
Мы живем. И наши желания рождены нашим энергоинформационным существом. Они –
это мы, наше место в жизни и наша роль в ней.
Но осознаны эти желания – нашим сознанием. Мы идем к тому, что выносили и
выстрадали. Однако энергоинформационный слой, обладающий способностью влиять на
наше энергоинформационное существо, подталкивает нас к тому, что нужно ему. Не
только нам. Он как бы отклоняет нас… мы хотели «ключ», а выбрали «выключатель»,
мы выбрали работу, но немного не ту, мы выбрали любовь, но чуть-чуть не по нам.
А в таком серьезном и единственном деле, которое у нас только и есть, – в жизни,
и «чуть-чуть» - это уже непростительная ошибка.
Ведь наше желание было рождено самой нашей природной, данной от рождения
психической структурой, лежащей в основе личности. И она, эта самая структура,
все время напоминает: «не то», «не то», «не то».
Пусть ее голос, может, и слаб на фоне голоса сознания и оркестра коллективного
бессознательного. Но зато настойчив и не прекращается. Рано или поздно
общественная волна сменится, и он пробьется на поверхность. Прошло время, и
«выключатель» оказался нам неинтересен, работа неприятной, а любовь холодной. И
это есть трагедия.
Ведь мы потеряли время, потратив его на игру, где можно было выиграть лишь
подделку. Мы потеряли невосполнимое время нашей жизни. Время жизни. Его
безвозмездно забрало коллективное бессознательное для своих выгод. Зачем это
нам? Непонятно, мы бы и так разобрались в реальности и реализовали бы себя. У
нас нет времени на чеканку фальшивой монеты. Должно было быть: полезный
инструмент, увлекательная работа, драгоценная любовь. Зачем это коллективному
бессознательному?
Это очевидно: за счет такой индукции слабоосознаваемая компонента коллективного
сознания, обслуживающая тот или иной потребностный узел, самовоспроизводится,
поддерживая себя внедрением в психику все новых и новых людей, выживая и
реализуясь за счет их «подправленного» поведения, – и выживает внутри культур,
в отличие от конкретного содержания социального узла, - веками и тысячелетиями.
Все указанные обстоятельства и создают для нас возможность выделить,
вычленить, в конце концов, - абстрагировать психоэнергетическую, невербальную
часть узловых общественных связей в отдельном феномене, то есть в эгрегоре.
Снова дадим его определение, а затем проинтерпретируем.
Эгрегор – это устойчивый психоэнергетический комплекс, относительно
независимый в своем развитии от общественного сознания и, вместе с тем,
обладающий информационным потенциалом, индуцирующим проявление неосознаваемой
мотивации в психологии человека, в силу чего эта простейшая
энергоинформационная подструктура характеризуется ее внушающей мощью,
непредсказуемо изменяющей поведение и деятельность людей.
Эгрегор, как и архетип в структуре коллективного бессознательного могут
быть опасны ровно настолько, насколько они способны ограничить свободу развития
личности человека. Разумеется, это верно лишь при некритическом отношении
человека к тому факту, что его статус в энергоинформационной цивилизации – это
прежде всего проблема не столько цивилизации, сколько проблема устойчивости и
осмысленности его личностной позиции.
2.2.Аксиология архетипа.
Мы приблизительно определили структуру коллективного бессознательного в смысле
топологии архетипов и эгрегоров. Теперь желательно раскрыть динамику этой
психоэнергетической структуры и попытаться более глубоко понять феноменологию
эгрегоров.
Прежде всего обратим внимание на их энергетический фундамент, чтобы представить,
|
|