|
За нашими спинами высились величественные горы, а южнее, прямо перед
нашими глазами, открывалась живописная панорама долины, протянувшейся на много
миль. По дорогам двигалось множество пешеходов, некоторые тащили нагруженные
повозки.
— А где же сам лама? — спросил я.
— Не знаю, — отвечал Инь. — Он пока что не выразил желания встретиться с
вами.
— Не выразил? Но почему?
В ответ Инь только покачал головой:
— Я не знаю.
— Как ты думаешь, ему известно, где сейчас Уил?
Инь опять покачал головой.
— А как по-твоему, китайцы всё ещё разыскивают нас? — спросил я.
Инь вздрогнул и стал отрешённо смотреть вдаль.
— Простите меня. Моя энергетика совсем слаба, — отвечал он. — Прошу вас,
не вынуждайте моё поле воздействовать на вас.
Мне больше всего вредит мой собственный гнев. Начиная с 1954 года китайцы
осуществляют систематическое уничтожение тибетской культуры.
Видите этих людей во дворе? Многие из них — крестьяне, вынужденные бежать
от тягот новых законов, принятых китайской администрацией. Есть здесь и
кочевники, которые голодают, так как полиция нарушила их исконный образ жизни.
И он в отчаянии стиснул кулаки.
— Китайцы здесь поступают точно так же, как, в своё время, Сталин в
Маньчжурии, переселяя многие тысячи иноземцев, в данном случае этнических
китайцев, на Тибет, чтобы изменить хрупкий баланс культур и установить здесь
господство китайского образа жизни.
Они требуют, чтобы преподавание в наших школах велось только на китайском
языке.
— А вон те люди возле ворот монастыря? — спросил я. — Они-то зачем пришли
сюда?
— Лама Ридждэн и монахи делают всё, что в их силах, чтобы помочь бедным,
переживающим сейчас трудное время вследствие разрушения их традиционной
культуры.
Вот почему китайцы не решаются его трогать. Лама помогает тибетцам
справляться со многими трудностями, не призывая их к восстанию против
оккупантов.
Инь произнёс это таким тоном, в котором слышался лёгкий упрёк ламе, но,
через мгновение, принялся защищать его.
— Нет, — заговорил он. — Я вовсе не хочу сказать, что лама активно
сотрудничает с китайцами. Просто все поступки китайцев вызывают у меня
подозрение.
Инь опять стиснул кулаки и хлопнул ими по коленям.
— Поначалу многие думали, что китайское правительство будет уважать
традиционный уклад жизни тибетцев и что мы сможем жить бок о бок с китайцами,
не утратив своей самобытности.
Но их правительство принялось разрушать нашу культуру. И сейчас
совершенно ясно, что мы обязаны помешать им уничтожить её.
— Ты имеешь в виду, что пора начать борьбу с ними? — спросил я. — Инь, но
ты же понимаешь, что вам не одолеть их.
— Да, конечно, я понимаю, — отозвался он. — Но при мысли о том, что они
здесь творят, меня охватывает приступ ярости. Настанет день, когда воины
Шамбалы придут и уничтожат эти исчадия зла!
—Что-о?
— В моём народе живёт одно пророчество.— Он покачал головой. — Впрочем, я
знаю, что должен уметь побеждать гнев. Он разрушает моё молитвенное поле.
Быстро вскочив на ноги, Инь продолжал. — Мне нужно спросить у Джампы, не
поговорил ли он с ламой. Прошу меня извинить. — Он слегка кивнул и вышел.
Выглянув из окна, я осмотрел окружающий ландшафт Тибета, пытаясь оценить
ущерб, который причинила ему китайская оккупация.
На миг мне показалось, что я слышу звук вертолёта, но это было слишком
далеко и, вероятно, лишь казалось мне. Я понимал, что гнев Иня был вполне
оправдан, и на несколько минут задумался о реалиях сегодняшней политической
ситуации на Тибете.
Тут я вспомнил, что хотел попросить позволения позвонить в Штаты, и понял,
как сложно это сделать.
Борясь со сном, едва не засыпая, я почувствовал сильную усталость. Сделав
несколько глубоких вдохов, я попытался сосредоточить внимание на красоте
природы вокруг меня.
Горы с заснеженными вершинами, сочно-зелёные и бурые цвета пейзажа
создавали впечатление величия и красоты. Небо было лазурным и почти безоблачным,
лишь на западе, у самого горизонта, виднелись редкие облачка.
Придя в себя, я заметил, что двое монахов, стоявших несколькими террасами
ниже на склоне, внимательно смотрят в мою сторону.
Через несколько минут один из монахов начал подниматься по каменным
ступеням, направляясь в мою сторону. В руках он держал корзину с каким-то
инвентарём.
Поравнявшись со мной, он вежливо поклонился и принялся пропалывать
цветочную грядку футах в двадцати от меня.
Спустя несколько минут к нему присоединился второй монах, начавший копать
землю. Время от времени, они выразительно поглядывали на меня и
|
|