|
ашенным. Вот почему деятельный человек, который в любую минуту может
прибавить на чашу весов нечто в свою пользу, имеет гораздо больше шансов
изменить свою Карму, чем человек бездеятельный.
Бывают случаи, когда в прошлом скопилось так много дурной Кармы, что все усилия
человека выбраться из полосы бедствий кажутся с виду безрезультатными. Но это
только кажется. Каждое усилие, направленное на то, чтобы побороть свою дурную
Карму, ослабляет силу ее сопротивления. Возьмем в пример денежные неудачи:
Карма данного человека требует для него бедности и лишений; он делает усилия,
добивается путем напряженных трудов благоприятных результатов, но снова теряет
все преобразованное и опять начинает добиваться своей цели. Видимые неудачи
этого человека могут продолжаться до самой смерти, но в той невидимой
лаборатории, где создается наше будущее, его усилия сделали свое, они ослабили
силу сопротивления его дурной Кармы, и если он не победил в этом воплощении, он
победит в будущем.
То же самое с пороками, борьба с которыми кажется безуспешной. Знание Кармы
выясняет, что в этой борьбе главное значение не столько в видимой победе,
сколько в ослаблении дурной силы, идущей из прошлого. Вот почему никогда не
следует складывать оружие и говорить: я не могу побороть своей слабости, нужно
не переставая бороться, потому что с каждым новым усилием, направленным против
дурной привычки, сила ее подрывается, и в будущем воплощении будет уже нетрудно
справиться с ней. Необходимо помнить, что ни одно доброе усилие человека не
проходит даром, каждое погашает частицу его кармического зла.
Другой нежелательный вывод, к которому приходят люди, плохо усвоившие закон
Кармы, выражается в мысли, что "не следует помогать страдающему, раз это его
Карма и он сам виноват в ней". Такой вывод может привести к сухости и
бессердечности, и он в корне неверен.
Совершенно верно, что мы окружены злом и страданиями всякого рода, которые
являются естественным результатом дурной Кармы людей, но это не причина, чтобы
мы не делали усилий для противодействия этому злу. Дурные мысли и поступки
создают страдания, но за то хорошие мысли и поступки заменяют страдание
счастьем.
Нам совершенно не нужно заботиться о выполнении высшего Правосудия. Оно свершит
свой безошибочный суд и без нас; нам же нужно помнить свой долг, а он
предписывает помогать всем, кто вступает в сферу нашего влияния. Раз человек
становится на нашем пути, и мы можем помочь ему, этой возможностью
предъявляется кармический долг, но уже не ему, а нам. Свой он уплатит
страданиями, а наш долг мы уплатим тем, что поможем ему. Даже с эгоистической
точки зрения необходимо помогать страдающим и находящимся в нужде, потому что,
пропуская возможности облегчить страдания, можно создать себе такую Карму, в
состав которой войдет отсутствие помощи в тяжелый час, когда мы сами будем
нуждаться в участии.
Карма не мешает никакому доброму действию; ее законы допускают улучшение нашей
собственной участи, а тем более улучшение судьбы наших ближних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
Из всего предыдущего возникает неизбежный вопрос: если душа должна воплощаться
до тех пор, пока не выполнит все свои кармические обязательства, а с другой
стороны — благодаря постоянно возникающим мыслям и желаниям не перестает
зарождаться новая Карма, — не вытекает ли из этого полная невозможность
освободиться из-под власти Кармы? Не теряется ли для человека всякая надежда
обрести свободу?
Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим из каких свойств человека
сплетается ткань его Кармы.
Главной пружиной, главной побудительной силой, заставляющей человека
действовать, следовательно и создавать свою Карму, является желание.
Что такое желание? Это та могучая сила, разлитая во всей вселенной, которая
проявляется во всех процессах природы в виде притяжения частиц, без которого не
могло бы быть существования в материи. Без желания не было бы и движения,
следовательно, и развития, а был бы застой. Чтобы расти, необходимо быть
деятельным, ибо только деятельность вызывает проявление всего, что скрыто в
сути вещей.
Восточная Мудрость признаёт всё значение желания, в котором для большинства
людей и коренится побудительная причина для деятельности, и для этого
большинства — убить желание равнялось бы полному отречению от всякой
деятельности; и все же, говоря о "цепи, привязывающей нас к колесу рождений",
Древняя Мудрость указывает на необходимость "уничтожить желание". Как же
помирить это кажущееся противоречие?
Оно примиряется само собой, если предметом исследования взять не отдельную
жизнь воплощенной личности, а весь путь развития бессмертной человеческой
индивидуальности, прошедшей через всю полноту земного опыта. Делая свои выводы,
Древняя Мудрость имеет в виду всю эволюцию человека до конца. Она ясно
разл
|
|