|
ая
душа, собиравшая опыт, успела многому научиться и приобрести высшие свойства;
но последние могут долго оставаться скрытыми под твердой корой. Потребуется
сильный толчок, иногда он является в виде хорошей книги, вдохновенного слова,
яркого примера, чтобы разорвать кору и освободить душу. В человеческой истории
записано немало таких случаев "внезапного обращения".
II. СКРЫТАЯ КАРМА
Каждая причина стремится произвести свое действие непосредственно: осуществить
это стремление мешает сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам,
создаваемым человеком. Если бы мысли и желания наши были однородны, не стояли
бы во внутреннем противоречии и не сталкивались постоянно с сопротивлением
среды, последствия их проявлялись бы непосредственно. Но наши поступки, желания
и мысли противоречат так сильно одни другим, что только немногие из зарождённых
ими последствий могут проявиться одновременно. Остальные будут ждать своей
очереди. Таким образом, в течение веков, мы нагромождаем причины, которые не
могут осуществиться до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной
совокупности Кармы: одна проявляется, а другая ожидает случая, чтобы появиться.
Из этого можно вывести, что "скрытая" Карма может переноситься из одного
воплощения в другое и долго оставаться погребенной, чтобы ожить и принести
плоды — подобно зернам, находимым в египетских саркофагах — как только появятся
налицо все необходимые условия.
С психологической точки зрения "скрытую" Карму можно рассматривать как
наклонности, идущие из прошлого, в противоположность "зрелой", "скрытая" Карма
подлежит изменению. Наклонности наши могут быть усилены или ослаблены,
направлены по новому руслу или совсем уничтожены, смотря по свойству и силе
внутренней работы, которая созидает наш характер. В борьбе с дурными
наклонностями даже неудача есть шаг вперед, потому что сопротивление дурному
уничтожает часть дурной энергии, вошедшей в состав нашей Кармы.
III. ЗАРОЖДАЮЩАЯСЯ КАРМА
Этот вид Кармы создается непрестанно нашими мыслями, желаниями и поступками:
это тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем. Именно эта Карма и
представляет собой созидающую силу человека.
Сознательно строящий свою Карму должен быть полным господином над своими
мыслями и никогда не действовать под влиянием настроения, все его поступки
должны соответствовать его идеалам и он должен предпочитать не те действия,
которые для него приятнее, а те, которые лучше. Он строит для вечности, и, зная
это, должен внимательно избирать свой материал. Но такой труд, проведенный
через все подробности ежедневной жизни, доступен только созревшей душе, сильной
воле, и такал воля может уничтожить свою Карму, сжечь ее в огне внутренней
битвы. Рядом с этим, она может привести в действие и свою "скрытую" Карму, и
уплатить в несколько воплощений долг, который иначе возвращал бы ее на землю
много раз.
Вместо того, чтобы быть цепями, познанный закон Кармы дает сильной душе крылья,
на которых она может подняться в сферы безграничной свободы.
Но и для обыкновенного человека нашего времени знание закона Кармы дает такое
проникновение в смысл земной жизни и раскрывает такие необъятные горизонты в
грядущее, что оно не может остаться без сильного влияния на весь строй его
жизни.
Необходимо только, чтобы это было настоящее знание, потому что нет ничего
вреднее смутного полузнания, ведущего к искажениям и предрассудкам. Таким
искажениям подверглась и идея Кармы. На Востоке, в индусских Писаниях (Шастрах),
закон Кармы изложен в полноте, но подлинные св. Писания доступны немногим, а
сведения, получавшиеся из третьих рук, понижались постепенно до уровня толпы, и
в результате появилось то пассивное настроение Индусов, которое у нас известно
под именем "восточного фатализма".
Но в действительности религиозная философия древнего Востока учит совершенно
иному. Разъяснения закона Кармы, данные в виде беседы между Бхишмой, учителем
Дхармы, и праведным царем Юдхиштирой" (Махабхарата), в которой первый
разъясняет царю, как судьба человека образуется из его же прошлых мыслей,
желаний и поступков, — заканчивается такими словами: деятельность сильнее
судьбы.
Как же согласовать такое утверждение с идеей Кармы? Приняв, что вся наша судьба
складывается из наших же прошлых проявлений, не нужно забывать, что проявления
эти бесконечно разнообразны, и что если подвести итоги всему, что мы передумали,
перечувствовали и переделали в течение дня, в сумме нашей дневной Кармы будет
много и дурного, и хорошего: складывая на чашу весов нашей общей Кармы то и
другое, окажется, что часть наших дурных проявлений уравновесится хорошими, и
только тот добавочный вес, который перетянет ту или другую чашу весов, за нас
или против нас, сохранится в летописи нашей судьбы, все остальное окажется уже
по
|
|