|
высокое сознание есть Знание, формулирующее себя на основе само-
существующего все-знания, все-сознания, и проявляющее некоторую
часть своей интегральности, гармонию своих многозначностей,
вложенных в мысль-форму. Оно может свободно выражать себя в
единичных идеях, но его наиболее характерное движение - это массив
идей, система или тотальность правды-видения в едином представле-
нии.
Таков возвышенный ум в его аспекте познания, но есть также ас-
пект воли динамического выполнения Правды. Этот более великий,
более яркий ум всегда воздействует на остальное в существе -
умственную волю, сердце и его чувствования, жизнь, тело - через силу
мысли, через идею-силу. Он ищет чистоты через знание, освобождения
через знание, созидания посредством природной силы знания. Идея
вложена в сердце или жизнь как сила, чтобы быть принятой и
выраженной. Сердце и жизнь осознают идею; отвечают ее динамизму, и
их субстанция начинает модифицироваться в том смысле, что чувства и
действия становятся вибрациями этой более высокой мудрости,
образованы ею, наполнены эмоцией и чувством этого, импульсы воли и
жизни одинаково наполнены ее силой и ее понуждением
самовыполнения. Даже в теле идея работает так, что мо-
гущественнейшая мысль и воля здоровья заменяет ему веру в болезнь
и его согласие болеть, или его идея силы призывает субстанцию, мощь,
движение, вибрацию силы, идея генерирует силу и форму,
соответствующую идее, и налагает ее на наш ум, жизнь или материю.
2. Озаренный ум
Еще большая сила в озаренном уме. Это ум уже не высокой
мысли, но спиритуального света. Здесь ясность спиритуального
рассудка, его спокойное свечение уступает место и подчиняет себя
интенсивному блеску, ослепительному великолепию и ясности духа.
Игра огней спиритуальной правды и силы прокладывает себе путь
сверху в сознание и увеличивает тишину, широкую просвещенность и
огромное нисхождение мира: огненный жар сознания и всесторонний
экстаз восторга Знания. Поток внутреннего видимого света обычно
окружает это действие... Есть также в этом ниспускании прибытие еще
большего динамизма, освещающий "энтузиазм" внутренней силы и
мощи, которая заменяет сравнительно медленный и неторопливый
процесс возвышенного ума быстротой, иногда страстной, почти
неистовой стремительностью нарастающей трансформации.
Озаренный ум работает главным образом не посредством мысли,
но посредством видения: мысль здесь только подчиненное движение,
выражающая зрение... Сознание, что действует посредством видения,
сознание провидца - это более сильная мощь для знания, чем сознание
мыслителя. Понимающая мощь внутреннего видения больше и
непосредственнее, чем осознающая сила мысли: это спиритуальное
чувство, которое хватает что-то из субстанции Правды, и не только ее
конфигурацию, но, улавливая образ, в то же время ловит и значение
образа, и оно может воплотить его в более прекрасных и смело
открывающихся очертаниях и с большим охватом, с мощью полноты,
чем может мысль-понимание.
3. Интуитивный ум
Но эти две стадии восхождения ограничены своей сферой
компетенции и могут получить их собственную полноту только
посредством вхождения в третий уровень, ибо из более высоких
пределов они получают знание, которое обращают в мысль или
видение и спускают вниз к нам для переработки в умственное.
Интуиция есть мощь сознания, более близко и тесно находящегося к
первоначальному знанию, ибо она - всегда что-то, что выпрыгивает
наружу прямо из скрытой идентичности. Это непосредственное
осознание - больше чем видение, больше чем понимание: это
результат проникающего и обнаруживающего соприкосновения, которое
несет в себе видение и понимание, как часть самого себя, или как свое
естественное следствие.
В человеческом уме интуиция - это воспоминание правды или
получение правды: это вспышка-проблеск, прорывающаяся в великую
массу незнания через покров неведения, но она подвластна там
захватывающей смеси умственного слоя, где существуют
многочисленные подстановки, разнообразные ошибочные
интерпретации, которые, стоя поперек дороги, мешают чистоте и
полноте действия интуиции. Кроме того, есть мнимая интуиция на всех
уровнях существа, которая является скорее коммуникацией, чем
интуицией, и имеет очень разнообразное происхождение, ценность и
характер, в частности, внушаема темными и опасными источниками на
виталическом уровне. В таких обстоятельствах мы склонны полагаться
на разум и даже контролировать предложения интуиции - или псев-
доинтуиции, которая является более частым феноменом - путем
наблюдающего и различающего ума, ибо мы чувствуем в нашей
интеллектуальной части, что мы не можем быть ни в чем уверенными
иным способом. Но это сильно для нас обесценивает пользу интуиции,
ибо разум не является в этом надежным арбитром... Но даже если ум
стал преобладающе интуитивным умом, уверенным в своей более
|
|