|
ления Шри Кришны, Возлюбленного: "Пойми,
что
все царственное, благое, прекрасное и могущественное происходит из моего
великолепия".* Все - лишь отражение теджаса,** принадлежащего ему и только ему.
Ведь как нет ничего во вселенной без его любви и жизни, так нет и красоты,
которая не
была бы его красотой, лучом неограниченного великолепия, одним маленьким лучом
неиссякающего источника жизни.
__________
* Бхагавад-гита, X. 41.
** Великолепие, сияние.
Вторая лекция
ИСТОЧНИК АВАТАР И ПОТРЕБНОСТЬ В НИХ
Братья!
Вы помните, что вчера, разделяя предмет на несколько частей, я выдвинула
вопросы,
которые нам следует по порядку разобрать. Вчера мы рассматривали вопрос "что
такое
аватара". Второй же вопрос, на который мы попытаемся ответить, "каков же
источник
аватар" - это вопрос, который заведет нас глубоко в тайны космоса и для
понятного
ответа потребует наметить по меньшей мере общие контуры космического роста и
эволюции. Сегодня я надеюсь, что мне удастся заняться и следующим вопросом -
как
возникает потребность в аватарах. Тогда на завтра нам останется вопрос об
особых
аватарах, и я постараюсь, если возможно, в завтрашней лекции коснуться девяти
из десяти
признанных аватар, как выделяющихся из прочих проявлений Высшего. Затем, если я
смогу выполнить эту задачу, у нас останется еще одно утро, которое я предлагаю
всецело
уделить изучению величайшего из аватар, самого Господа Шри Кришны. Насколько
возможно, я попытаюсь выделить выдающиеся черты его жизни и деятельности, а
может
быть и ответить на невежественные обвинения, которые, особенно в последнее
время,
выдвигаются против него теми, кто нисколько не понимает его природы и великой
работы, для выполнения которой он пришел в мир.
Сегодня же мы начнем искать ответ на вопрос об источнике аватар, и вполне
вероятно,
что я поведу несколько незнакомую вам линию рассуждений, которая выведет нас за
пределы обычных наших исследований, касающихся главным образом эволюции
человека
и пребывающей в нем духовной природы. Она перенесет нас в те отдаленные, почти
немыслимые для нас времена, когда наша вселенная лишь входила в проявление,
когда
закладывались самые ее основы. Сам же ответ на вопрос, однако, весьма прост. Во
всех
религиях, признающих божественные воплощения, а это включает и великие мировые
религии, источником аватар, то есть божественных воплощений, признается второе
или
среднее проявлении святой Триады. Не имеет значения, что у индусов говорят о
Тримурти, а у христиан о Троице - основная идея та же самая. Если сначала
остановиться
на христианском символизме, то вы обнаружите, что каждый христианин скажет вам,
что
одно божественное воплощение в христианстве признается - ведь христиане верят
лишь
в одно особое воплощение - и воплощение это второго лица Троицы. Никто из них
не
скажет вам, что имело место воплощение Бога Отца, первоисточника жизни. Они
никогда
не скажут вам, что было воплощение третьего лица Троицы, Святого Духа, духа
мудрости
или творящего Разума, построившего мировую материю. Но они всегда утверждают,
что
это именно второе лицо, Сын, принявший человеческое подобие, проявился в этой
форме
ради спасения мира. И если вы проанализируете, что значит для христианского ума
идея о
втором лице Троицы - помня, что имея дело с чужой религией, нужно искать мысль,
а не
форму, смотреть на идею, а не на ярлык, поскольку мысли универсальны, в то
время как
формы разделяют, идеи идентичны, тогда как ярлыки являются признаками
разделения -
так вот, если вы будете иска
|
|