|
акте он - государственный деятель, мудрый, дипломатичный и разумный
политик на сцене мировой истории, направляющая сила нации, которую своей
удивительной политикой и разумом он ведет не как царь, а скорее как
государственный
деятель.
Затем он по-человечески дружит, выступая главным образом как друг Пандавов и
Арджуны.
В следующем акте Шри Кришна выступает как Учитель, учитель всего мира, а не
только
лишь одной расы.
Затем мы видим его в странном, удивительном аспекте Искателя человеческих
сердец,
испытателя человеческой природы.
И наконец, мы можем считать его в этом проявлении Высшим, всепроникающей жизнью
вселенной. Ничто не считает он внешним по по отношению к себе, он охватывает
своими
руками добро и зло, свет и тьму - ничто не является для него чужим.
На эти вот семь актов может быть поделена история его жизни, и каждый из них
можно
было бы изучать всю жизнь, вместо того чтобы подобно нам сжимать их все в одну
утреннюю лекцию. Все же мы рассмотрим их по очереди, хотя и не так, как они
того
заслуживают, чтобы намеки, которые я дам, могли быть проработаны вами
самостоятельно в соответствии со складом ума каждого. Один аспект привлечет
одного
человека, другой - другого, но все они достойны изучения и вызывают религиозные
чувства. Но больше всего будит их ранняя стадия его жизни, которая вдохновляет
и
благословляет, те годы, когда Господь был еще младенцем, ребенком, мальчиком,
когда он
обитал во Врадже, в лесу Вриндавана, где он жил с пастухами, их женами и детьми
-
удивительный ребенок, который похитил сердца людей. Примечательно - и если бы
это
помнили, не было бы произнесено множество богохульств - что Шри Кришна показал
себя в аспекте объекта поклонения, возлюбленного бхакт, именно в форме ребенка,
а не
мужчины.
Перейдем же теперь ко времени его рождения, помня, что прежде чем оно имело
место на
земле, боги посетили Вишну в его возвышенных областях и попросили его вмешаться
и
освободить Землю от груза угнетавших ее воплощенных дайтьев. И Вишну ответил
им:
идите и порциями воплотитесь среди людей, примите рождение среди человечества.
Великие риши также родились и там, где должен был родиться сам Вишну, чтобы к
его
пришествию все обстоятельства будущей драмы были уже подготовлены. Потому те, о
ком
мы говорим как о пастухах Врадже, Нанде и прочих, гопи и все обитатели этого
удивительно благословенного места, были названы богоподобными, и более того,
защитниками миров, родившимися людьми ради мирового прогресса. Но это значит,
что
сами боги сошли и родились людьми, и размышляя обо всем, что имело место в
период
удивительного детства лилы* Шри Кришны, вы должны помнить, что все игравшие
этот
акт драмы не были обычными людьми - они были воплотившимися в пастухов
защитниками миров. Гопи, прекрасные жены пастухов, также были древними риши,
своей
преданностью Вишну заслужившими благословение воплотиться как гопи, чтобы
окружать
его в детстве и изливать свою любовь к крошечным стопам того, в ком они видели
ребенка, но который был Богом, которому они служили, как самому высшему.
__________
* Лила - игра.
Когда все эти приготовления к пришествию ребенка были сделаны, он родился. Я не
задерживаюсь на известных событиях, сопровождавших его рождение, о пророчестве
о
том, что родится победитель Кансы, о бесполезном заточении в тюрьму, о
заковывании в
кандалы и других глупостях, которые предпринял земной тиран, чтобы сделать
невозможным исполнение воли Высшего. Все вы знаете, что из этих планов ничего
не
получилось, и они рассыпались как детские куличики, сметенные морской волной,
после
которой остается ровный песок. Он родился в своей четырехрукой форме, на
мгновение
озарив темницу, которая и до его рождения освещалась им сквозь тело матери,
которая, как
сказано, была при этом похожа на алебастровую вазу с пламенем внутри нее -
настолько
она была чиста. Ведь в ее лоне
|
|