|
ющейся еще
дальше тех, кто освободился от оков человечества, поднимались они, пока наконец
не
только отбрасывали ограничения отдельного я, но и вступали в самого Ишвару.
Расширяясь во всеобщее сознание Господа, становясь едиными в знании так же, как
они
всегда были едины в сущности с той вечной Жизнью, из которой первоначально
произошли, они, живя в ней, становились центрами без окружности, живыми
центрами,
едиными с Высшим. За каждым из них простирается бесконечная цепь, в которой
рождение следовало за рождением, проявление - за проявлением. На человеческой
стадии, при долгом подъеме по лестнице человечества, будущего аватара выделяли
из
прочих людей две особые характеристики. Одна - это абсолютное бхакти, то есть
служение Высшему, поскольку цели могут достичь лишь бхакты, причем лишь те, кто
сочетает бхакти с джняной или знанием, ведь как говорит Шри Кришна, "в мое
бытие
входят служением". И потребность в этой преданности для будущего аватара
заключается
в следующем: он должен поддерживать центр, выстроенный им в жизни Ишвары, чтобы
вокруг этого центра можно было снова обвести окружность, которая позволит ему
прийти
в качестве проявления Ишвары, единого с ним в знании, единого в могуществе,
чтобы он
мог быть самим этим Высшим в земной жизни. Потому он должен обладать
способностью
ограничить себя до формы, поскольку ни одна форма не может существовать во
вселенной,
если в ней нет центра, вокруг которого она начертана. Он должен быть предан
стремлению оставаться на службе у вселенной столько, сколько будет пребывать в
ней
Ишвара, разделяя таким образом постоянно совершаемую Ишварой жертву, которой и
живет вселенная. Но не одно лишь преданное служение отмечает этого Великого,
восходящего по божественному пути. Он должен, как и Ишвара, возлюбить
человечество.
Если в нем не горит пламя любви к людям - я сказала "к людям"? - нет, это
слишком
узко! Если в нем не горит пламя любви ко всему сущему, движущемуся или
неподвижному,
в божьей вселенной, он не сможет явиться Высшим, чья жизнь и любовь - во всем,
что
он приносит из своей вечной и неисчерпаемой жизни. Как говорит Возлюбленный,
"нет
ничего, движущегося и неподвижного, что могло бы существовать, будучи лишенным
меня",* и если человека не разовьет это качество в своей природе, если он не
сможет
любить все сущее - не только прекрасное, но и безобразное, не только доброе, но
и злое,
не только привлекательное, но и отвратительное, если в каждой форме он не видит
Я, он
не взберется крутым путем, который должен пройти аватара.
__________
* Бхагавад-гита, X. 39.
Так что таковы вот две великие черты человека, который может стать особым
проявлением Бога - бхакти, любовь к Единому, с которым он сольется, и любовь к
тем,
сама жизнь которых - жизнь Бога. Только когда они разовьются в человеке, он
окажется
на пути, ведущем его к явлению - в будущих вселенных, и очень, очень отдаленных
кальпах - в качестве аватары, пришествию к людям в виде бога.
Я понимаю, что такой взгляд на аватару ведет к некоторым трудностям, но
происходят они
лишь от односторонних взглядов, принятых людьми, повторяющими символы веры
своей
секты или школы, как правило, на основе авторитета какого-нибудь великого имени,
а не
путем размышлений и глубокого их понимания. Когда такой взгляд раз принят, то
всякий
противоречащий ему текст в Шрути или Смрити извращается в ущерб его
первоначальному значению, чтобы только он соответствовал идее, которая уже
овладела
умом. Это трудность каждой религии - человек получает свои взгляды от преданий,
обычаев, родителей, общественного мнения - того, что в данное время является
его
окружением. В писаниях, которые не принадлежат ни веку, ни дню, ни времени, и
никакому из народов, а являются лишь выражениями вечной Веды, он встречает
многие
тексты, не соответствующие узким рамкам, которые он создал; а поскольку о
|
|